Найти в Дзене

Как расширить функции КЭДО при помощи API УНЭП

Оглавление

Интеграция сервиса для выпуска и применения электронных подписей в системы кадрового документооборота обеспечивает полностью цифровой и юридически значимый обмен документами с персоналом.

Законодательная база

До пандемии covid-19 вопрос автоматизации взаимодействия между сотрудниками заботил преимущественно крупные, территориально распределённые холдинги, а также предприятия со значимым количеством работников вне офиса (удалёнка, разъездной характер работы). Однако необходимость перевести персонал на дистанционную работу и потребность в самоизоляции подстегнули спрос на полностью цифровое взаимодействие.

Федеральный закон от 24 апреля.2020 года № 122-ФЗ дал старт эксперименту, целью которого было определить и создать условия для использования электронных документов, связанных с работой, без дублирования на бумажном носителе, а также подготовить соответствующие поправки в трудовое законодательство.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 года № 407-ФЗ внёс изменения в Трудовой кодекс РФ в части регулирования дистанционной (удалённой) работы. Ключевым пунктом для развития кадрового электронного документооборота (КЭДО) в нём стала возможность подписывать основные кадровые документы электронной подписью: «При заключении в электронном виде трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам, договоров о материальной ответственности, ученических договоров <...>, а также при внесении изменений в эти договоры (дополнительные соглашения к трудовым договорам) и при их расторжении путём обмена электронными документами используются УКЭП работодателя и УКЭП или УНЭП работника в соответствии с законодательством РФ».

Федеральный закон от 22 ноября 2021 года № 377-ФЗ подытожил результаты эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, определил порядок ЭДО в сфере трудовых отношений и установил право в электронном виде заверять все кадровые документы с помощью электронной подписи. На бумаге остались только инструктаж по охране труда, приказ об увольнении и акт о несчастном случае. Обновлённая нормативная база дала толчок к развитию сервисов кадрового документооборота и позволила вывести взаимодействие с персоналом полностью в цифровое пространство.

Технология API УНЭП

Чтобы реализовать в системах внутреннего документооборота функции выдачи электронных подписей сотрудникам и обеспечить возможность подписания ими электронных документов, ГК «Астрал» разработала гибкое интеграционное решение — API УНЭП.

API — это часть программного кода, который можно встроить в сервисы других вендоров и самописные системы и тем самым включить дополнительную функциональность. API позволяет воспользоваться готовым программным решением, значительно сэкономив на разработку и организацию собственного продукта.

API УНЭП — сервис для автоматизации процессов внутреннего ЭДО: массового выпуска усиленных неквалифицированных электронных подписей для сотрудников и подписания электронных документов. Внедрение API УНЭП позволяет добавить в сервисы кадрового документооборота следующую функциональность:

  • подача заявки на выпуск УНЭП для сотрудника;
  • удалённая идентификация личности для выпуска УНЭП через Госуслуги;
  • дистанционное формирование сертификатов по API, отображение статуса готовности электронной подписи;
  • возможность подписания электронных документов сотрудником через СМС или email-подтверждение;
  • отслеживание статуса подписания документа в системе КЭДО;
  • возможность блокировки выданной электронной подписи в системе работодателя.

Механизм подписания документа электронной подписью через активацию токена по SMS и email

Подписание электронного документа неквалифицированной электронной подписью не требует установки дополнительных программ или наличия компьютера. Сам процесс прост, не сложнее авторизации в различных сервисах.

Например, сотруднику организации необходимо подписать дополнительное соглашение к трудовому договору в электронном виде. В программе кадрового электронного документооборота (КЭДО) кадровик формирует документ и направляет его в мобильное приложение сотрудника или личный кабинет КЭДО, где сотрудник может его визуализировать.

-2

При нажатии кнопки «Подписать» приложение сотрудника отправляет запрос кода на активацию токена в интегрированный сервис Астрал.Платформа. Сотрудник получает код из шести цифр по SMS или на Email, указанные при выдаче усиленной неквалифицированной электронной подписи сотруднику.

-3

Сотрудник вводит код, тем самым подписывая документ. Сервис Астрал.Платформа оповещает об этом кадровую службу в системе КЭДО. Доставка кодов по электронной почте позволяет исключить затраты на SMS-уведомления. Однако многие пользователи систем КЭДО склонны больше доверять именно доставке кода на телефон сотрудника. Гибкий API Астрал.Платформа позволяет исполнить любой сценарий — выбор остаётся за заказчиком.

Чем выгодно использование готового решения

Решение API УНЭП интересно разработчикам сервисов внутреннего документооборота и крупнейшим компаниям с самописными или кастомизированными системами — в первую очередь, как альтернатива организации собственного УЦ. API позволяет реализовать в системах кадрового документооборота процессы выдачи усиленных неквалифицированных электронных подписей сотрудникам и подписания электронных документов без больших ресурсозатрат.

Не нужно организовывать собственный удостоверяющий центр: закупать и разворачивать программно-аппаратное обеспечение, получать необходимые лицензии, проводить объёмные исследования законодательной базы, разъяснений регуляторов и наработанных практик для гарантии легитимности выданных подписей.

В группу компаний «Астрал» входит аккредитованный удостоверяющий центр, выдающий каждый год более миллиона электронных подписей. Накоплена внушительная экспертиза в части выдачи и применения электронных подписей, быстрого реагирования на обновляющиеся требования законодательства.

Экономия времени и средств на бизнес-аналитику и разработку собственного кода. Правила выдачи электронных подписей постоянно уточняются, требования к операторам ужесточаются — следить за изменениями и быстро реализовывать нововведения непросто. Также появляются новые функциональные возможности, необходимо постоянно развивать сервис. Выгоднее возложить эту часть работы и ответственность за соответствие законодательству на разработчика API.

Возможность авторизации и удалённой идентификации сотрудников требуют интеграции с государственными информационными системами СМЭВ и ЕСИА. Особенности процесса подключения, непрозрачные требования к владельцам сервисов, постоянные изменения в ГИС и регламенты работы с организациями могут замедлить разработку решения для выдачи электронных подписей. Готовое API-решение значительно экономит ресурсы и время.

Выдача усиленных неквалифицированных электронных подписей сотрудникам реализуется также в облачном сервисе Астрал iКЭДО. Сервис позволяет полностью перевести процесс кадрового делопроизводства в электронный формат. С его помощью работодатель сможет не только обеспечить штат сотрудников электронными подписями, но и организовать цифровое пространство для работы с кадровыми документами в электронном виде.