Найти в Дзене
Олег Рой

А мы уже умерли?

- Мама, а мы уже умерли?
Ольга смотрит в окно. За окном зима. Широкое белое поле тянется до самого горизонта – дом Ольги стоит на околице, и за ним начинаются поля. До войны на этих полях колосилась пшеница, и Ольга надеется, что этим летом она вновь зазолотится.
Раньше обзор закрывал сарай, но его больше нет – прямое попадание миномётной мины. Как они тогда уцелели? Как вообще пережили эти долгие девять лет войны?

Она нежно гладит макушку сына Арсену восемь лет. За восемь лет он лишь несколько раз видел своего отца – бойца легендарной «Спарты». За восемь лет он ни разу не видел мира.
- Нет, конечно, - отвечает она тихо. Здесь все говорят тихо – словно враг, притаившийся на горизонте, может услышать. – Почему ты так решил.
- Очень тихо, - серьёзно говорит Арсен. – Так тихо ещё никогда не было.

Действительно, эта ночь – самая тихая. Не слышно канонады, не слышно прилётов – впервые за долгие девять лет.
- Это потому, что мы прогнали врагов, - объясняет Ольга. Накануне бойцы Освободительной армии зачистили Авдеевку. Оказавшиеся в окружении нацисты, вместо того, чтобы отбиваться, до последнего дня обстреливали Донецк. Вчера в 16:00 обстрелы прекратились…

- Мы победили? – голос Арсена настороженный, но в нём слышатся новые нотки – как крохотный подснежник по весне пробивает корку наста, настороженность пробивала радость. – И папка вернётся?
На глаза Ольги наворачиваются непрошенные слёзы. Как объяснить маленькому человеку, что война не заканчивается, когда прекращаются обстрелы? С врагом невозможно договориться. Однажды попробовали – это было как раз в том году, когда родился Арсен. Ничего не вышло.
- Ещё нет, сынок, - отвечает Ольга. – Ещё нет, но уже скоро. Сначала папка добьёт врага, чтобы тот никогда не вернулся…

«Лишь бы с ним ничего не случилось! – думает она. – Лишь бы вернулся домой». Теперь, когда многолетняя осада Донецка снята, гибель или ранение Андрея кажутся ей особо несправедливыми.
Андрей приезжал осенью – перед началом самых жестоких обстрелов. Исправил трубу печки, перекрыл сорванные осколками листы на крыше, сказал, как вернётся – поставит новый сарай. На прощанье подарил Арсену механическую собачку – китайскую игрушку, которую нашёл и починил.

- Поскорей бы он вернулся, - шепчет малыш в тон её мыслям. – Я очень по нему скучаю.
…где-то там, вдалеке, идёт война. Она уже не слышна, но ещё видна кровавыми сполохами на горизонте. Где-то там воюет солдат Андрей, защищая свою семью и свою страну.
На белом подоконнике горшочек с геранью. У окна, обнявшись, мать и сын глядят на заснеженное поле на окраине русского города Донецка, в начале двадцать первого века от Рождества Христова…

Ваш Олег Рой.