Есть в военной истории такие сражения, когда относительно небольшое войсковое соединение решает судьбу неисчислимого количества людей. В Сталинградской битве именно таким оказался стремительный рейд советских танков на станицу Тацинская.
Станица эта лежит в 300 километрах от Сталинграда. Здесь немцы устроили большой аэродром, с которого взлетали самолёты с грузами для своих окружённых войск. Воздушный этот мост поддерживал ожесточённое вражеское сопротивление, каждый день уносившее жизни советских солдат.
В ночь на 19 декабря начался невероятный рейд 24 танкового корпуса под командованием генерал-майора Василия Баданова в направлении Тацинской. Главными нашими «козырями» были скорость и внезапность. Фары на машинах не зажигали, рвались вперёд и вперёд по заснеженной степи. Точно, как в знаменитой песне:
Мчались танки, ветер поднимая,
Наступала грозная броня.
И летела наземь вражья стая
Под напором стали и огня.
В корпусе насчитывалось около 5000 человек и 144 танка. Они прошли по немецким тылам, как горячий нож проходит сквозь размягчённое масло. Крушили живую силу, склады, штабы, орудия, танки…
И немцы ничего, ничего не могли противопоставить этому бушующему стальному потоку ненависти.
Утром 24 декабря два десятка танков Баданова ворвались на аэродром в Тацинской. Их никто не ждал, удар краснозвёздных машин был молниеносным и беспощадным. Началась дикая отчаянная паника. Немецкие самолёты, спасаясь, спешили взлететь, сталкивались таранили друг друга. Наши танки утюжили всё, что попадало под гусеницы. Царил самый настоящий ад — полыхало то, что могло гореть, и даже то, что гореть не могло.
В этом бою особо отличился батальон капитана Нечаева. Его танки с ходу расстреляли немецкую батарею и прорвались на взлётную полосу — больше ни один немецкий самолёт взлететь не смог. Добрая их сотня осталась на земле. Были уничтожены обученные, а потому — тем более ценные кадры врага: сотни лётчиков, техников, связистов.
Немцы не могли смириться с потерей столь важного для них аэродрома. На изрядно поредевший корпус Баданова были брошены огромные силы. 26 декабря пять машин батальона капитана Нечаева вступили в бой с танковой ордой врага.
В слишком неравный бой.
Наши танкисты не отступили в этой дуэли. Один за другим были подбиты четыре из них, пятый — командирский — продолжал сражение, уничтожив три вражеские машины. Но и у него заклинило танковую башню, броню охватил огонь.
И тогда в наушниках экипажа прозвучал приказ командира: «Вперёд!»
Командирский Т-34, объятый пламенем, рванулся навстречу головному танку врага. Прямо в лоб. Грянул страшной силы взрыв…
Танковый рейд корпуса генерала Баданова заставил немецкого фельдмаршала Манштейна прервать операцию по вызволению окружённой армии Паулюса. Фашистские армады, рвавшиеся в Сталинград, повернули назад. Победа советских войск в Сталинградской битве была предрешена.
Капитану Нечаеву Михаилу Ефимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Посмертно…
Владимир Апаликов
Подробнее о героях и событиях Сталинградской битвы читайте в нашей подборке «В жерновах осаждённого Сталинграда»:
Вам таже могут быть интересны публикации:
Ещё больше захватывающих материалов на нашем канале.
Понравилась публикация - жми 👍👍👍 и делись с друзьями в социальных сетях!