Когда я смотрю на то, что делает Варданяна, то вспоминаю один из распространенных типажей бакинских армян — людей, считавших изворотливость за положительное мужское качество.
Сегодня он говорит тебе одно, завтра публично совершенно другое, послезавтра, оставшись с тобой наедине, опять возвращается к первому. При этом не испытывает ни малейших угрызений совести. Наоборот, бравирует своим умением подстраиваться под ситуацию. хотя фактически предает тех, кто ему поверил.
Это такой, чисто ближневосточный элемент ментальности армян, испокон веков называемый восточным коварством.
По сути, виляние хвостом Еревана в поисках щедрого хозяина, меняющаяся чуть ли не ежедневно политическая риторика, противоречащие друг другу тзаявления — отголоски того же менталитета народов Ближнего Востока.
Рубик-2019
В 2019 году, до того малоизвестный широким слоям населения, олигарх Варданян попал на первые страницы многих изданий. Поводом для его известности послужило расследование международной группы OCCRP, которая обвинила Рубена Карленовича в отмывании $4.6 млрд через 76 офшорных компаний.
В отличие от кого-нибудь другого, Варданян не послал всех лесом, а согласился встретится с представителями OCCRP. Ведь у него были хорошие связи и бизнес на Западе, которые могли пошатнуться после расследования влиятельного "Центра по исследованию коррупции и организованной преступности".
Именно тогда, он произнес слова, которые я здесь уже приводил:
Поймите, я не ангел. В России у тебя есть три пути: быть революционером, уехать из страны или быть конформистом. Так вот я конформист.
Фактически свалил вину за свою криминальную деятельность на российские власти, выставляя себя белой овечкой работавшей по принуждению (по расследованию OCCRP, большая часть средств сливалась виолончелисту Сергею Ролдугину).
Естественно, после этого бизнес Рубика в РФ стал чахнуть.
Уже тогда Варданян был поставлен в ситуацию, когда перспектив на будущее у него не было ни в России, ни на Западе.
Рубен-2020
Когда 5 октября 2020 года, во время Второй Карабахской войны, сын Карлена обратился к Кремлю, не знакомые с ситуацией люди посчитали это мужественным поступком. Тем более там были достаточно неприятные для РФ тезисы о ее зависимости от происходящего в Карабахе.
Но это была лишь попытка зайти в политическое поле Армении — место между Россией и Западом, где Рубен мог чувствовать себя спокойно.
К его сожалению, надежды не оправдались. В Армении его спич был воспринят отрицательно, да и публичные деятели диаспоры восприняли ход Варданяна, как вторжение в зону их интересов.
Карленович опять оказался не у дел, а ему так хотелось собственное маленькое королевство.
Рубо-2022
К осени 2022 года всем становится ясно, что Ереван не собирается подписывать мирный договор, а значит решение проблемы армян нагорной части Карабаха откладывается на неопределенный срок.
Баку на этот факт ответил сентябрьским обострением, а Рубик понял, что этого его шанс найти свое королевство.
Он делает заявление об отказе от российского гражданства и переезжает в зону контроля РМК. Денег у него достаточно, чтобы купить не только Араика и его прислугу (получает должность главного буржуина министра), но и всех сепаратистов с землей.
Фактически за пару месяцев он приходит к тому, к чему стремился:
- Живет в серой зоне, где недоступен ни РФ, ни Западу.
- Может заниматься чем пожелает.
- Стал политической фигурой — хозяином собственного "королевства".
Три пути сына Карлена
Вчера Варданян озвучил для своей паствы три возможных варианта развития ситуации. По сути, указывая армянским жителям Карабаха, что они должны сделать для своего короля.
У нас три пути: интегрироваться в Азербайджан, уехать или бороться. Я принял свое решение 2 сентября, я здесь, борюсь, не уеду и не подчинюсь требованиям Азербайджана.
На самом деле у Рубика нет никакого выбора: при интеграции он сядет (или будет изгнан), уезжать ему некуда (даже Армения не желает его видеть), остается только провоцировать конфликты (типа тех, что с рудниками), сохраняя свое место местного королька.
Помните, что Варданян говорил в 2019-ом? Что он конформист.
Тогда у него тоже было три пути: подстроиться, уехать или взбунтоваться. Он выбрал первый вариант.
Теперь он выбирает последний, потому-что отступать уже некуда.
При этом его не волнуют ни интересы армян Карабаха, не статусы-шматусы, если завтра будет выгодно все это кинуть или предать, Рубик ни на секунду не задумается.
В этом смысле, он очень удобен для Баку.
Вопрос только в том, готов ли Азербайджан покупать лояльность сына Карлена или легче нагнуть его. В Москве могут рассказать, как вновь сделать Варданяна конформистом...