Воркута задумывалась как город основательный. А то, что она находится на вечной мерзлоте, воспринималось как вызов, которому ссыльные найдут решение.
Сначала это был лагерный поселок с домами барачного типа. Когда же Воркута в 1943-м получила статус города, стало понятно, что без капитальных домов ей такого звания по-настоящему не носить. Но почвы в заполярной тундре неустойчивы, геологи их называют «вялой мерзлотой». На такой земле возводить дома опасно - под действием тепла мерзлота оттаивает неравномерно. Под одной частью здания поверхность может остаться твердой, а под другой — нет, и фундамент дома начинает разрушаться. Примером такой постройки на мерзлоте служит бывший кинотеатр «Родина».
По задумке архитектора Всеволода Лунёва, после немецкого плена отправленного на спецпоселение в Заполярье, проекты его зданий «с белыми колоннами и пилястрами на ярко-желтом фоне стен зданий» должны были контрастировать с «северной угрюмой Воркутой». А также напоминать ее жителям, попавшим сюда по своей воле или по этапу, о покинутых ими родных городах.
Поэтому проектировал Лунев здания в Воркуте основательно, с любовью - так, словно это не лагерь посреди тундры, а счастливый многотысячный город. Например, чтобы быть уверенным, что детская больница простоит десятилетия, архитектор Лунёв спроектировал ее фундамент глубиной в 6,5 метров. Для понимания масштаба: у Останкинской телебашни фундамент всего 4,6 метра.
Но глубокие фундаменты – это только один найденный архитектором способ обойти вечную мерзлоту. Позже геологи в других районах Воркуты обнаружили коренные скальные породы, способные выдержать любую нагрузку.
Именно на такой природной опоре, независимой от капризов мерзлой земли, возвели в 1959 году по проекту Лунева самую знаменитую архитектурную достопримечательность Воркуты. Ею стал Дом культуры шахтеров на площади Мира. Позже в 60-е годы в городе даже стали строить здания в 9-11 этажей. Архитекторы 40-х о таких и мечтать не могли.
Еще одним уже более поздним решением стало постройка жилых домах на ножках. Такие возвышения оставляли воздушную прослойку под зданием, и земля под ним не оттаивала. О таких необычных домах-сороконожках мы однажды уже рассказывали.
Сейчас, гуляя по Воркуте, можно встретить здания с разными основами – и с опорами на вечной мерзлоте, и с глубокими фундаментами, и на скалах. Но, пожалуй, только по домам «на курьих ножках» можно догадаться об особенностях здешней почвы.
Спасибо за 💛 Подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте другие истории про заполярный город: