Очень очень сильно захотелось написать об этой художнице – Сюзанне Валадон (1865-1938).
Я достаточно писала о мужчинах-художниках, их много, и здесь нет ничего удивительного. Мужчины занимались художественным ремеслом всегда, могли широко заявлять о себе, работать, а вот женщинам многое было запрещено. Но благодаря примеру таких женщин, как Сюзанна Валадон: сильных, страстных, бесстрашных и целеустремленных, и другим девушкам в сфере живописи стало легче заявлять о себе.
Эта девушка была крайне интересной особой. В возрасте 5 лет оказалась в Париже, а уже в 10 знала, что станет художницей и прославится. Она сменила много профессий, самой интересной из которых стала акробатка в цирке, но неудачное падение способствовало смене деятельности. После чего Сюзанна устроилась работать в прачечную, и здесь все решил случай.
Однажды она занесла чистое белье заказчику, которым оказался художник Пьер Пюи де Шаванн. Он был просто сражён красотой девушки и попросил стать его натурщицей.
После этого случая Сюзанна вошла в круг общения художников. Она позировала и была запечатлена на полотнах: Эдгара Дега, Ренуара, Тулуз-Лотрека и многих других. Причём с последним она состояла в достаточно делительных отношениях. Именно Лотрек представил Сюзанну Дега, которого, между прочим, частенько упрекали в сексизме. Изучив ее работы, Эдгар признал Сюзанну, как равную их кругу по мастерству, сказав слова «Вы—наша».
Сюзанна Валадон совершенно не отличалась пуританскими взглядами, в интернете можно почитать как она жила (например, ее любовником был Андре Уттер, младше ее сына на 3 года. Причём сын даже не знал, кто его отец и страшно ревновал мать. (Валадон изобразила себя и Андре на картине «Адам и Ева», 1909, 162х131 см).
Сюзанну кардинально отличал стиль письма обнаженных женщин. В ту пору художницы стеснялись так открыто и сексуально изображать натуру. А Сюзанна Валадон делала это. И как мастерски! Вокруг было невероятное количество талантливых мужчин, которые меняли представление об искусстве каждую минуту, но она смогла не только заявить о себе, но и войти в историю.
Примечательно то, что последний Автопортрет,1927 написан Сюзанной уже в зрелом возрасте. Видно, как изменилось ее лицо и тело. Плечи стали более крупными и покатыми, появились морщины. Но она не стала приукрашивать себя, изображая молодой или вовсе не рисовать, а смело создала гениальный и честный портрет.
Мне кажется, она была очень смелой и принимала себя.