«В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя» (Лук.13:31).
Действительно ли эти фарисеи были озабочены безопасностью Иисуса?
Их истинные намерения можно увидеть из ответа Господа: «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице» (Лук.13:32).
Этим Иисус приравнял те намерения Ирода, которые озвучили фарисеи, к их собственным стремлениям. Ведь это именно они искали смерти Иисусу, а вовсе не Ирод, которому они приписали свое собственное желание убить Спасителя. Фарисеи попытались запугать Господа мнимой угрозой и вынудить Его перебраться из Переи, подвластной Ироду, в Иудею, где правили первосвященники, и там Его арестовать.
Галилеей и Переей управлял Ирод. Иудея, ставшая в 6-м году по Р.Х. римской провинцией второго ранга, находилась под патронажем наместника кесаря вместо смещенного Архелая. Римский комендант, или прокуратор, оставил управление Иудеей и Самарией первосвященническому сенату (синедриону), по сути являвшейся властью иудеев.
Именно синедрион принимал все важные законы и постановления. Поэтому фарисеи, ненавидевшие Иисуса, попытались направить Его под юрисдикцию синедриона с целью ареста. Они не знали, что планы Спасителя в этом совпадали с их желанием. «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лук.13:32,33).
Иисус назвал Ирода лисицей по причине лукавства этого тетрарха. Ирод Антипа делал вид набожности, создавал впечатление человека, живо интересующегося духовными вопросами, но на самом деле он обманывал сам себя. Религия составляла для него подобие чего-то новенького, незаурядного, того, чем можно было блеснуть в обществе, похвастать своей эрудицией. Для него это было своего рода игрушкой, увлечением, но увлечению поверхностному, мимолётному. Заигрывая с Богом с одной стороны и с римскими властями с другой, Антипа в конце концов доигрался и закончил жизнь в ссылке в далекой Галлии, в городке Лион.
«Сегодня, завтра и в третий день» (то есть и сегодня, и завтра, и послезавтра) – этими словами Иисус хотел сказать, что время расправы над Ним еще не пришло. Хотя счёт уже пошел на дни, но еще есть время, чтобы прийти к Нему, обратиться и принять Его лично как Спасителя. И в эти дни Иисусу надлежало идти далее в конечный пункт назначения, где должно было совершиться спасение Божьего народа.
Почему Иисус говорит о невозможности пророку погибнуть вне Иерусалима?
Во-первых, со времени становления Иерусалима столицей Израиля все Божьи пророки так или иначе были связаны с эти городом, потому что в нем находилось святилище. Иерусалим являлся символом Божьего храма и жертвенника, без которого ни один пророк не мог нести служение.
Во-вторых, пророков Божьих люди в Израиле часто не воспринимали, не хотели слушать их обличений и казнили с ведома иерусалимских отступнических властей.
И в-третьих, под гибелью пророка в данном конкретном случае Господь подразумевает Свою собственную смерть.
Он прекрасно знал, что ждет Его в этом городе, наполненном злобой и жестокостью. Иисус говорит о Иерусалиме того времени и о том влиянии на страну, которое оказывали иудейские первосвященники. Нетерпимость, алчность, безжалостное и немилосердное отношение к людям, которое исповедовали высокопоставленные иудеи, привели к тому, то жизнь человеческая ценилась гораздо меньше, чем фарисейские правила и уставы.
Дело усугублялось еще и тем, что убийства и расправы совершались под именем Божьим. Иерусалим превратился в оплот непробиваемого религиозного фанатизма, который не знает пощады.
Как такое могло случиться? Как насаждение Божье превратилось в горькие ягоды?
Иисус не смог сдержать эмоций. Со слезами на глазах Он воскликнул: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук.13:34).
Три года усердного труда и усиленных молитв! Три года Иисус показывал, каким Господь Бог является на самом деле,- милующим, прощающим, человеколюбивым, кротким и смиренным защитником истины. Такого Бога вы не захотели. Вам гораздо больше импонирует бог, который побивает камнями, истязает и мучает.
Современное учение о горящем вечном аде, исповедуемое подавляющим большинством христиан, представляет Бога именно таким. И многие современные верующие, веря этому учению, рискуют оказаться в положении, о котором Христос сказал далее: «Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» (Лук.13:35).
«Се оставляется дом ваш пуст».
Не будет более храмовых богослужений, превращающих дом молитвы в вертеп разбойников. Не будет более кровавых жертвоприношений, смысл которых никто уже не понимал и поэтому превративший храм в скотобойню. Не будет более и завесы, отделяющей святое от святого святых. Но всё будет пустым, ненужным, бессмысленным до тех пор, пока не будет разрушено, потому что Бог оставил иерусалимский храм.
Но это совершенно не значило, что Он оставил Свой народ. Он создал церковь Свою – новый Израиль, куда вошли народы всего мира, чтобы весь мир в конце концов осветился от Божьей славы. И однажды придет такое время, когда каждый житель земли скажет: «Благословен Грядущий во имя Господне!»
Когда наступит этот день?
Когда мир увидит Сына человеческого, возвращающегося на облаках за Своим народом. И это будет день и час величайшего события в истории Земли – день и час Второго пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.