Найти тему

Бога Троицу, возможно, удасться понять, взглянув на человека!

Оглавление

Ветхий Завет объяснял Бога просто: Невидимый, Могучий, Всеведущий, превосходящий всяческие величия, но невидимый и неведомый Бог, Который иногда общается с людьми через избранных пророков, и через Ангелов, передавая так людям Свою волю.

Но приходит время и на землю приходит долгожданный Мессия - Иисус Христос - Которого ждали, но при этом, как оказалось, не понимали, Кто должен прийти? В видении пророку Даниилу был показан как бы Сын Человеческий, Который подводится к Ветхому днями, и получает от Него власть над всеми народами. (Дан 7:13-14).

Когда пришел Христос, и спросил: "Если Давид называет Его Господом... как же он сын ему?"(Мф 22:45), то не могли ему ответить. И становится понятно, что иудеи ждали Мессию, но не готовы были к тому, что это будет Бог в человеческом теле. Они готовы были побить камнями Иисуса: "не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Ин 10:33).

А между тем, Христос есть Сын Человеческий но и Сын Божий. Бог, как учили апостолы (Ин 1:1-14 Деяния 20:28 1 Ин 5:20 Рим 9:1-5 Кол 2:9 1 Тим 3:16 Титу 2:7-14 Евреям 1:8-9 а в (Ин 1:18) сказано "Единородный Бог" (μονογενὴς Θεος и др.),

И как Сам Он о Себе свидетельствовал:

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. (Ин 8:25)

Иудеи в большинстве своем оказались не готовы принять эту истину. Принявшие же, стали христианами, и вошли в Церковь, созданную Богом на земле.

Троица

Но как Бог мог стать человеком? При том, что Сам Христос молился Отцу, глас которого исходил с небес, когда Христос крестился, например, и не только. Сказано еще и о Духе, сходившем на Него в виде голубя. И Сам Христос говорит о том, что пошлет вместо себя другого утешителя - Духа Святого, и призывает учеников креститься не во имя Свое или Отца, но во имя Трех: Отца и Сына и Святого Духа!

-2

Тайна нашего Бога для многих остается непостижимой! Как может Бог, оставаясь Единым, пребывать как Отец на Небесах, как Сын сойти к людям, и как Дух Святой поддерживать весь мир. Мудрецы, нередко, пытаясь, и не имея возможности понять непостижимое, претыкаются, и остаются за пределами Церкви. В то время как простые люди, принимающие тайну Троицы без рассуждения, в простоте своей достигают Царства Небесного.

Для меня Троица - факт, который, возможно, я на земле не пойму никогда. Но я его принимаю, как учение Церкви. И все же пробую найти объяснение. Пытаюсь понять: чему учит нас Церковь. Пробую найти слова, которые объяснили как три могут быть единым. Ведь Бог один! Был есть и остается одним!

Как написано на сайте азбука.ру

"Отец и Сын и Святой Дух — Единый Бог, причём, Он не только един, но и прост (не состоит из элементов). Божественные Ипостаси равносовершенны, пребывают одна в другой.
Отец и Сын и Святой Дух — не три действователя, но один. Воля Отца и Сына и Святого Духа едина."

Единая воля, Бог не состоит из элементов, хоть в Нем мы знаем присутствуют три ипостаси (Отец, Сын, Дух), которые не разделены, а как бы пребывают одна в другой! Между ними нет и тени промежутка, как говорил Василий Великий!

Василий Великий: "в Животворящем естестве... Отца, Сына и Духа Святаго, ... некое непрерывное и нерасторгаемое общение. И в каких понятиях возможет кто представить себе величие одного из Лиц, ...не блуждая мыслию ни по какому промежутку между Отцем, Сыном и Святым Духом, потому что нет ничего между Ними вставного, ... ни пустоты какого-либо ненаполняемого пространства, которая бы производила перерывы в единении Божией сущности с Самою Собою, разделяя непрерывное пустыми промежутками" (Письмо 38 Григорию брату)

Соединиться с Богом может лишь то, что совместимо!

На помощь нам приходит аналогия с человеком. Ведь сказано, что человека Бог создал по Своему образу и подобию (Быт 1:26), а чтобы мы не сомневались о чем идет речь, в Быт 5:3 говорится, что Адам создал по образу и подобию своему сына Сифа.

Это не абстрактное подобие и не абстрактный образ. А процесс похожий на рождение Адамом себе подобного ребенка Сифа. Но не будем и слишком упрощать. Бог беспределен, выше нашего понимания, а человек - лишь тень, но в этой тени, все же просматривается образ и подобие Творца! И это главное. Мы не разные, но похожи, хоть бы и как капля и океан, или как атом и вселенная, но все же в нас есть общее, в нас присутствует схожесть. И возможно, эта схожесть, дает нам возможность соединения с Богом, к которой нас призывает Христос:

да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21)

Если бы мы были совсем уж различны, то возможно, единение оказалось бы невозможным. А так мы призваны к единению с Богом через Иисуса Христа (Бога Единородного).

Предположение

Бога мы называем триипостасным (где ипостась - это термин, означающий конкретную часть целого (стасис - стоящий, ипо-стасис - под-стоящее). Василий Великий использовал этот термин вместе с термином "сущность", объясняя так: если сущность - человек, то ипостась - это Коля, Вася, Петя.

Если сущность это камень, то ипостась - это гранит, известняк. Однако, если брать за сущность не класс (человек, камень), а конкретного Петю, Вася, Колю, то получается: сущность - Коля, а ипостась - дух, душа, разум!

Понимаете в чем суть? Если человек, есть образ и подобие Бога, то в нас тоже должны присутствовать три ипостаси. И эти три ипостаси могут быть: дух, душа, воля, или душа, разум, воля, или какая-то иная комбинация: душа, дух, ум, сознание, воля, чувства. Не берусь классифицировать, что подобно Отцу, что подобно Сыну, а что подобно Духу в нашем Творце.

Мне встретилось рассуждение на тему триипостасности человека в творениях Блаженного Августина (концепция тринитарной личности), в этом труде исследователи работ Августина выделят три ипостаси: ум, волю, память. "Ипостась" человека взята в кавычки. Но важно, что наблюдается некое подобие! Пусть отдаленное, но все же подобие!

И тогда понять Троицу становится возможно. Это не три сущности, а Одна волевая единица, как бы сложносоставная единица, как человек состоящий из души, духа, разума, которые нельзя разделить. Но они и не сливаются в одно. Дух, остается духом, душа остается душой, а разум остается разумом. У каждой части человека - своя функция, но у всех одна воля, ибо все они есть единый человек.

Но человек, по сравнению с Творцом остается атомом, микрокосмом, каплей, по которому мы не можем узнать всех свойств, всех возможностей и вида нашего Творца (в сравнении с нами превосходящего человека как Вселенная превосходит атом, макрокосм превосходит микрокосмос или океан превосходит каплю). И все же мы созданы Им по Его образу и Его подобию!

Лично мне эта мысленная конструкция помогает понять, или точнее будет сказать: дает некую надежду на понимание триипостасности Единого Бога. Даже если я не прав.

Богу нашему (Отцу, и Сыну, и Святому Духу) слава во веки веков!

Александр Смирнов

Благодарю за финансовую поддержку. Обратная связь очень важна для меня Сбер-карта автора: 4817 7602 9943 3015 (ВТБ, Тиньков)