Второй раз начинаю эту статью — прошлая попытка зашла в другую степь, ну что ж, теперь наконец про Рыбинск и завод «ОДК-Газовые турбины». Поехали.
А начать я хотел с того, что частенько меня обвиняют в однобокости: мол, я какую-то часть информации умалчиваю, приукрашая реальность. Ну что ж, сегодня я вам расскажу о предприятии-гиганте, существовавшем в Рыбинске в советское время — «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ).
ВМЗ был огромным заводом, занимался изготовлением нестандартного оборудования для предприятий и объектов атомной энергетики — арматуры, вибротехники, выпускал камерное оборудование, сорбционные колонны, теплообменники, ёмкости различного назначения, технологические линии для радиохимических производств, специальное грузоподъёмное оборудование.
22 июня 1999 «ВМЗ» был признан банкротом. 9 декабря 1999 года предприятие было ликвидировано.
На этом можно было бы статью закончить, обычно именно в этой точке останавливают свой рассказа те, кто обвиняет меня в однобокости. Но я продолжу.
К счастью, на этом история предприятия не заканчивается. Уже в 1999 году тут начинается освоение производства газотурбинных энергетических агрегатов и газотурбинных теплоэлектростанций в рамках реализации наземных промышленных программ ОАО «Рыбинские моторы». А в 2006 на производственной площадке бывшего ВМЗ создан завод «ОДК — Газовые турбины» как подразделение рыбинского НПО «Сатурн». Идея была в том, что «Сатурн» производит авиационные двигатели, а «ОДК-ГТ» будет на их основе создавать наземные газотурбинные установки для электрогенерации и газоперекачки. С тех пор бывшая площадка ВМЗ получила новую жизнь.
Сегодня цеха «ОДК-ГТ» насыщены современным оборудованием, в них кипит работа, производится сложнейшая высокотехнологичная продукция — Газотурбинные агрегаты (ГТА). Листайте, там много фото, завод действительно гигантский!
Установки произведённые здесь используются на всех крупнейших и новейших газопроводах России: на «Северных потоках» и на Бованенково-Ухта и на «Силе Сибири» и на многих других.
На заводе разработана и производится целая линейка газотурбинных агрегатов от 2.5 до 25 МВт, на основе как авиационных двигателей, например, Д-30, так и специализированных ГТД, предназначенных специально для работы в составе ГТУ.
Как я уже писал, применяют их или в качестве энергетической установки, и тогда в её составе используется генератор (как на фото ниже), или в качестве газоперекачивающего агрегата, и тогда вместо генератора устанавливается компрессор.
Энергетические установки нужны для выработки электроэнергии. Например, часто их применяют где-то на месторождениях нефти или газа, где они могут работать, используя добываемый или попутный газ. Впрочем, в качестве топлива может быть использован и дизель. Зачем? А как обеспечивать электроэнергией новое месторождение, где бурение еще не завершено? Газа то еще нет?
Вот поэтому предусмотрена работа и на дизельном топливе, а когда скважина пробурена, агрегат переводят на газ, путем замены форсунок на ГТД.
Недавно «ОДК-ГТ» освоили производство энергетических ГТА в морском исполнении. На фото ниже первый из них в процессе испытаний.
Морские ГТА применяются на буровых платформах, и ранее в России такие установки не производились. Все энергетические ГТА на наших платформах — импортные. Но теперь в России освоено производство и этого вида продукции. В основе ГТА — 2-топливный газотурбинный двигатель ГТД-8РМ, производства «ОДК-Сатурн».
Кстати, морские ГТА пришлось разрабатывать полностью с нуля, это не модификация какой-то модели наземной установки. Просто там оказалось столько отличий и нюансов, что проще провести ОКР заново.
Сейчас на заводе закончили изготовление первых четырех установок, они будут применяться на буровой платформе «Каменномысское-море» в составе энергетической установки ГТЭС-32. Уже есть перспективы производства подобных установок и для другой компании, ведущей добычу в Каспийском море.
Впрочем, производимые здесь ГТУ применяются не только на объектах нефтегазодобычи. С их помощью можно строить и обычные ТЭС для электроснабжения населенных пунктов. Например, 4 рыбинских агрегата по 25 МВт работают в Крыму на Сакской ТЭЦ.
Производимое здесь оборудование на 100% локализовано, и все комплектующие закупаются только у российских поставщиков.
И, кстати, сегодня набор оборудования и даже компетенции «ОДК-ГТ» позволяют изготавливать всё то, что производил тут когда-то ВМЗ, в том числе и для атомной промышленности (есть и опыт и соответствующие лицензии). Так что, возвращаясь к началу моего рассказа, можно ли сказать, что ВМЗ развалился, был уничтожен, ликвидирован? Формально да, а фактически он стал намного мощнее и современнее. Это настоящее перерождение.
Ставьте👍и подписывайтесь на канал. А если хотите больше новостей об успехах России, то подпишитесь и на наш телеграм @sdelanounas_ru ⬅️