Говоря о второй половине XIX века, важно отметить то, что выросло значение публичности и, следовательно, искусства, как публичной сферы. На этой почве возникал скандал между публикой и художниками, в числе которых находятся импрессионисты. В обществе существуют определённые ожидания, которые публика хочет оправдать. Именно на этой почве происходит скандал на первой выставке «отверженных».
С 15 апреля по 15 мая 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 в Париже проходит Первая выставка импрессионистов, участие в которой приняли 30 художников, таких как Ренуар, Моне, Дега, Писсарро, Сислей, Сезанн и другие, представив более 165 работ. Они открыли выставку Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов.
Экспозиция стала скандальной по своему содержанию. Художники полностью разорвали существующие каноны, отошли от того привычного публике искусства и способов его восприятия. Публика была возмущена техникой написания, считая картины «мазней, цветовой кашей», отсутствием детализации, непроработанностью и своеобразным восприятием художниками привычной обстановки, говорили о неаккуратности художников, об их дилетантизме, не понимали ни замысла, ни посыла картин, люди смеялись, отпускали колкости и остроты, а самые оскорбленные старались даже плюнуть в «недостойные называться искусством» произведения. «Эти художники, в большинстве своем прекрасно владеющие рисунком и живописью, отвели рисунку второстепенную роль, а искусство живописи свели к небрежным, грубым мазкам. Отметим, однако, что у них есть несомненное достоинство — непосредственность, но это лишь усугубляет их вину», — писал журналист Польдэ Анри.
Но уже через 10 дней в юмористической газете Le Charivari выйдет разгромная статья арт-критика Луи Леруа (Louis Leroy, 1812 — 1885).Это была статья, построенная в виде диалога двух озадаченных и возмущенных посетителей вернисажа, спорящих о том, что же хотели передать художники своей революционной живописью. В этой статье Леруа, желая высмеять новую живопись и одну конкретную картину Клода Моне со словом «впечатление» (франц. Impression) в названии, назовет участников выставки импрессионистами, и это название позднее стало официальным именем этой группы художников и их творчества. Почему же выставка оказалась столь провальной?
Поэтому и возникла отрицательная реакция публики на молодых художников, которые творили не в том стиле, который являлся образцовым, ценным для зрителей. И "смысл скандала в том, что он является открытой демонстрацией протеста, когда такое отклонение воспринимается как нарушение согласия". Для публики важным является мнение жюри официальных выставок. Но к тому времени художественные вкусы жюри становились неподвижными. Главной ценностью работы становилось техническое мастерство исполнения тщательно выписанных исторических и мифологических сюжетов. Публика отказывается принимать и покупать картины, отвергнутые членами жюри. Признание членами жюри и возможность показать свои работы на официальных выставках, чаще всего означали успех художника. Свой протест и полное отвержение импрессионизма буржуазия выразила, смеясь и публично обсуждая работы, выходя из "Салона отверженных", когда жюри не приняло почти две трети работ. Как позже писал Огюст Ренуар в письме к Дюран-Рюэлю: "Во всем Париже едва ли отыщется пятнадцать почитателей, способных признать художника без помощи Салона, и тысяч восемьдесят человек, которые не приобретут даже квадратного сантиметра холста, если художник не принят в Салон". Но, несмотря на это, уже в начале 1860 годов импрессионизм нахлынул бурной волной, означая преобразование в мышлении, рождение новых ценностей и взглядов в умах европейцев.
Таким образом, главной проблемой скандала при появлении нового художественного течения импрессионизма, была "проблема границ допустимого в искусстве".
Так и внедрилось в жизнь Европы новое революционное направление в искусстве - импрессионизм. Он стал ответом на застой в искусстве, который был обусловлен присутствующим в нём академизмом. Импрессионисты старались создать новое, свойственное своему времени, своей эпохе, своему мышлению. Они хотели вывести живопись из ситуации, в которую её ввели художники Салона. Импрессионизм стал тем толчком, что вывел искусство на дальнейший путь развития.