Найти тему

Автопутешествие Вокруг Света. Часть 7. Узбекистан.

П\п Ташкент – Ташкент – Чарвакское водохранилище — Бухара – п\п Бухаро. 1429 км.

КПП обесточено. Собирается огромная толпа. Заполняем анкеты. Тщательно пересчитываем и вносим в декларацию всю наличность: тугрики, тенге, сомы, сомони, доллары, евро и рубли. Не забываем и носители информации: флешки, ноутбук, фотоаппараты; запчасти, короче, все. Света по прежнему нет. Проявляем инициативу и предлагаем просмотреть носители информации на нашем ноутбуке, надеясь быстрее пройти эту процедуру.

Прежде чем приступить к просмотру, нам предлагают добровольно выдать религиозную, экстремистскую и прочую литературу, запрещенную к ввозу в Узбекистан.

С легкой улыбкой утверждаем, что такого не имеем. Листают наши файлы с видео: водопады, медитация… Даем пояснения. Периодически бегаем в машину подзаряжать батарею ноутбука.

«А это что?» Мельком глянув на колонку витиеватых букв и кириллицу в другой, объявляю: «разговорник» (скачал перед самой поездкой).

Строго так: – «Это не разговорник!».

В голове, молнией вспыхивает: Суры! О, Аллах Всемилостивейший!

Год назад, собираясь в кругосветку, попросил скачать Коран на русском, полагая, что не помешает в дороге прочесть Священную Книгу. Скачал и забыл. Под взглядом пограничницы бледнею. Собирается небольшая группа пограничников, текст внимательно изучается. Время идет, уже дали свет, толпа рассосалась, а чтение продолжалось. По всей вероятности, изучающие не достаточно хорошо знали фарси, поэтому был приглашен знаток, который забирает ноутбук в кабинет.

Десятки людей проходят мимо, заполнив декларации, благополучно исчезают где-то вдали. Ждем. Из кабинета выходит специалист с нашим ноутбуком. Следует вопрос, который смущает своей простотой – чем мы докажем, что это официальное издание. Вторим, что это скачано из интернета. Вопрос повторяется. Пожимаем плечами. Вердикт ответственных лиц единогласен – удалить и рекомендация, если уж хотите иметь Коран, то в печатном издании, с указанием официальной типографии. Удаляем файл.

В таможне получаем свидетельство о временном ввозе автомобиля. У водителей – дальнобойщиков выясняем, что при наличии такого свидетельства не требуется обязательная каждодневная регистрация при движении по стране, улыбаясь, добавляют, что без него (свидетельства) шаг вправо, шаг влево от машины… догадываетесь? Решив для себя эту проблему, пробкой вылетаем с погранперехода на Ташкент. В каком – то городке, на рынке меняем рубли на сумы. Добираемся до водохранилища, выясняем на заправке, где можно заночевать. Укрываемся от ветра во дворе пустующего строения напротив.

С первыми лучами солнца спешим к посольству Ирана. На улицах милиционеры, на столбах российские и узбекские флаги. Нас встречают?!

Консульский отдел открывается в 10-00. Очереди нет. Молодой человек – сотрудник консульства, хорошо говорящий на русском, проверив в компьютере наличие приглашения, объясняет процедуру получения визы. Фотографии 3х4, женщины должны быть в косынке. А в шапке? – можно в шапке. Стоимость обычной туристической визы – 40 евро, срок 10-14 дней, срочная – 60 евро, срок 2-3 дня. Выбираем срочную. Распечатывает квитанцию для оплаты в национальном банке Узбекистана, хватаем листок, запрыгиваем в машину. Находим национальный банк, паркуемся, пройдя несколько проверок, звоним по какому-то номеру, после нескольких минут переговоров, нас отправляют в другой офис имени Мирзо Улугбека. Видим офис, но не припарковаться, проскакиваем, где –то сворачиваем во дворы и ориентируясь по солнцу приближаемся к оному. Оставляем машину и несемся в офис. Пройдя через рамку, вывернув содержимое сумок, попадаем в указанный кабинет. Выстояв очередь, обращаемся к сотруднику:

1. (Мы, радостно) — Нам оплатить консульский сбор,(подаем квитанцию) и у нас только 80 евро, недостающую сумму готовы оплатить долларами;

2. (сотрудник банка) – Так нельзя, нужно евро

1. У нас нет, примите доллары по курсу евро.;

2. – Нельзя;

1. – У нас есть карточка с евро, снимите с карточки;

– Нельзя, карточки Виза и Мастеркард в Узбекистане не действуют.

1. — Мы готовы купить у вас евро;

2. – Мы не продаем;

1. – В каком банке можно купить?

2. – Ни один банк вам не продаст валюту

1. – Что нам делать?

2. – Купите у кого – нибудь с рук.

В этот момент в банке появляется «кого – нибудь», заметив в его руках евро, устремляемся за ним на улицу и упрашиваем продать 40 евро за доллары, войдя в наше положение, соглашается. В какой-то подворотне, оглядываясь по сторонам, меняем валюту. С заветными 40 еврами, влетаем в офис банка и предъявляем евро:

1. (Сотрудник банка) Предъявите таможенную декларацию

2. (Мы) Пожалуйста!

1. (Изучает) Мы не можем принять у вас 120 евро, у вас задекларировано только 80.

2. (Изумление на лицах)…. ( повышенным тоном) Вы же сами сказали, что недостающую сумму можно купить на руках

1. (Молчаливое и непроницаемое лицо)

2. Что нам делать?

1. Езжайте к иранскому консулу и пусть он примет у вас наличные

2. А если консул не примет у нас наличные?

1. (Молчаливое и непроницаемое лицо)

2. Может ли иностранец официально приобрести валюту в Узбекистане?

1. Может, в гостиничном обменном пункте для интуристов.

2. Справку там дают?

1. Дают.

2. Справка будет являться основанием для оплаты визового сбора?

1. Будет.

Вылетаем, несемся по улице до ближайшего Интуриста. К счастью, обменный пункт работает. Изучив таможенную декларацию, подтверждающую наличие долларов, у нас покупают зеленые бумажки за евро. Вписывают валютную сделку в декларацию, ставят печати, подписывают. (При выезде из страны таможенники еще спросят об этом). Хватаем декларацию и несемся в офис банка. ОБЕД.

Первыми заходим в кабинет. Сотрудник отсутствует. Его начальник объясняет, что сегодня аттестация, он сдает экзамены. Молимся, чтобы успешно сдал. Проходит 2 часа. Сдал. Принимает документы, тщательно изучает, отправляет в кассу. Кассир сдает экзамены. Ждем. Оплачиваем. Едем в консульство. Сотрудник консульства — куда вы пропали? Забирает наши документы, помогает составить анкеты и уезжает на машине с дипломатическими номерами. Завтра за визами. Светлая новость. Отправляемся к посольству Туркменистана. Прием завершен.

С утра на приеме у консульского работника посольства Туркменистана. Срочная (две недели) транзитная виза на двоих – 130 долларов, оплата на месте, две фотографии цветные 3х4, анкета с указанием дат и мест въезда и выезда в Туркменистан, цветной скан 1-ой страницы загранпаспорта и визы Ирана. Если успеем к 13 часам, то документы будут приняты. Пятница, суббота, воскресенье – нерабочие дни. Несемся в посольство Ирана, забираем паспорта с визами. Мечемся по Ташкенту в поисках цветного скана. Находим. Отдаем паспорта. Получаем черно – белые копии.

1. (Мы) Нам цветные требуются

2. (Они) Цветные не делаем

1. У вас же цветной принтер

2. Нам запрещено сканировать цветные копии документов

1. Но мы просим снять цветные копии с наших паспортов, а не с чужих

2. Запрещено

Берем, что есть и к посольству. По часам успеваем. Консульский отдел закрыт. Охрана сообщает, что все сотрудники разъехались. Пролетаем. Узнаем, что рядом с посольством Республики Корея пристроился офис фирмы, оказывающей услуги по цветному сканированию документов. Сканируем визы. Что дальше? Восстановить связь с внешним миром. Сим- карты иностранцам не продают. Направляют в головной офис Билайн.

Головной офис Билайн:

1. (Мы) Путешественники из России, нам бы сим- карту

2. (Она, вежливо) Где вы зарегистрированы?

1. Нигде

2. Вам необходимо поселиться в гостиницу, зарегистрироваться и представить документ о регистрации

1. Мы живем в машине

2. Попросите друзей, чтобы они купили вам сим – карту на свое имя

1. У нас нет друзей в Ташкенте

2. Попросите кого – нибудь

1. Просим вас

2. Я не могу

1. Почему?

2. Я позову кого-то из руководства

1. Зачем? Он разрешит?

2. Нет.

1. Зачем тогда звать?

2. Тут такие законы….

Остаемся без связи. Что еще испробовать? Заправить машину! Едем на рекомендованную заправку — солярки нет, рекомендуют другую – солярки нет. Видим на дороге несколько дизельных грузовиков. Останавливаемся, короткий разговор, кто-то куда-то звонит и с кем-то договаривается. Едем в указанном направлении. Автобаза. Канистрами заливают полный бак. Рассчитываемся. Выезжаем из города, но он не заканчивается. Темнеет. Неосвещенные улицы и люди на дороге напрягают внимание до предела. Не доезжаем до Чарвакского водохранилища и сворачиваем в сад, где пьем чай с местными жителями, разговариваем о жизни, трудной, когда нет работы.

Чарвакское водохранилище – популярное место отдыха столичных жителей, но не сейчас. Сильный ветер несет над рукотворным озером песчаные облака. Объезжаем озеро слева. У склона замечаем ГАЗ-63. Молодой парень лопатой забрасывает глину в кузов. Машина отца. Желаем долгих лет обоим.

-2

Поднимаемся в гору, делаем снимки и ищем место, где можно стать на отдых. Попытка остановить Ниву. Водитель на бешенной скорости объезжает нас по снежной целине и исчезает. Более чем странное поведение и странный дорожный знак.

-3

Огороженная территория, подъезжаем к воротам. Спрашиваем у парня в камуфляже, где можно стать на отдых. К нему присоединяются еще несколько человек с автоматами. Кто мы и откуда, документы. Предъявляем загранпаспорта. Забирают, куда – то звонят. Еще есть документы? – есть. Отдаем. Уносят. Через некоторое время возвращают. Нам здесь нельзя находиться. Почему? – Секрет! Повторяем вопрос, где можно отдохнуть. Нигде. Уезжайте без остановок. Мост. Проверка документов. Можем ли останавливаться за мостом?- Можем. Уже легче. Многочисленные базы отдыха и гостиницы. Одна из них предоставляет возможность не только помыться и поплавать в бассейне, но и определиться с ночлегом.

-4

Остановка. Красивый вид.

-5

Фотографируем. Подъезжает машина с дипломатическими номерами. Знакомимся. Сотрудник российского посольства не проехал мимо соотечественников, готов помочь нам, но, к счастью, помощь не требуется, а вот его напоминание об обязательной регистрации вносит смятение.

Понедельник. Сдаем документы в посольство Туркменистана. Сотрудник консульского отдела постарается ускорить процедуру получения разрешения на визу из МИДа. Это обещание вселяет ничем необоснованную надежду.

За две недели у нас появляется собственное парковочное место у стен посольства, нас знают все сотрудники милиции, охраняющие посольство, обитатели жилого дома напротив, бомжи и пожилой мужчина, живущий при мусорке, разрешивший ходить в его туалет бесплатно. Нам открылся мир людей, с их прошлым, настоящим и надеждами на будущее.

Обращаем внимание, что машины в Узбекистане, только собственного производства – Шевроле на любой вкус. Иномарку ввезти теоретически можно, но фактически невозможно из-за непомерной пошлины. Хорошая защита собственного производителя.

Досмотры в подземных переходах, на вокзалах (провожающие не могут попасть на перрон), в официальных учреждениях, сложности с которыми сталкиваются туристы, не вызывают отторжения, если к ним привыкнуть. То, как государство защищает свои интересы весьма поучительно.

День рождения Пилота отметили походом в русский драматический театр им. М. Горького. На входе милиционеры тщательно досмотрели сумки и карманы театралов. Никогда еще в своей жизни Пилот так культурно не отмечал свой день рождения.

Один из вечеров посвящаем паровозам. Интересный музей. Но сколько не вдыхали, так и не почувствовали запах гари в этих некогда огнедышащих механизмах – ушел навсегда.

-6
-7

Успенский кафедральный собор. Ставим свечки, общаемся в церковной лавке и покидаем храм в светлом настроении от разговора с добрыми людьми.

Движение на Ташкент оставляет нереализованным маршрут по южному Узбекистану, основанный на отчетах (protey-wood.com) о путешествиях Сергея и Ильмиры Дёниных – жителях Ташкента. Быть в столице и не познакомиться с интересными людьми не в наших правилах. Просим у милиционера телефон и набираем номер.

Цепкий взгляд Сергея, его острый ум и энциклопедические познания в различных областях создают уже забытую, удивительную атмосферу общения учителя с учеником, когда впитываешь знания, как Божий дар.

-8

-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15

Вместе посещаем туристические места Ташкента.

Гостеприимство их дома и всей команды компании «Viol», где работает Сергей, позволило нам продержаться до того счастливого часа, когда наши паспорта украсились зелененькими визами с лошадкой. Срок пятидневной транзитной визы начал действовать в день получения, не расслаблялись чтобы.

Минуя Самарканд, ранним утром въезжаем в Бухару.

-16
-17
-18
-19

Пробежка по древнему городу с посещением колхозного рынка. Пополняем запасы: овощи, кофе, халва, шербет.

Финишная прямая. Кишлак Жандар. Заезжаем в семейную чайхану и тратим последние сумы на шашлык с лепешкой, которые оказываются самыми вкусными в дороге.

Ночью подъезжаем к п\п. Узбекская граница открыта – туркменская закрыта. Утром получаем особое приглашение на досмотр. Проходим. Задан вопрос и о регистрации, наш ответ и осмотр машины подтверждал сказанное — путешественники с домом на колесах.

Пребывание в Узбекистане напоминает Россию, чтобы его увидеть, надо в нем жить.

-20

-21

-22