Найти тему

“Венеция Нового Света”, дети Виракоча и конкистадоры. О непостоянстве власти под взорами седых Анд

В те времена, которые принято называть незапамятными, всегда случается что-то из ряда вон. А что может быть более непредвиденным, особенно в неизвестной обстановке, чем то, что очень знакомо.

Вот, к примеру, понятное дело, когда испанские конкистадоры силой Креста, гриппа и аркебузы подчинили себе Инков. Но отчего-то вызывает удивление подобное же поведение тех, кто создал Тауантинсуйу - государство, существовавшее на той же территории, но до “открытия Америки”.

Ведь на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до XIV века Новой эры, там существовали ряд достаточно развитых государств. Например, Чиму со столицей в Чанчан. Позже этот город назовут “Венецией Нового Света”. Его кварталы были разделены водными каналами на правильные квадраты. О гондолах там ничего не слышали, но, видимо, находили средства передвижения не хуже.

В центре столицы располагался величественный храм. Его стены, как и других зданий вообще, украшали фрески и барельефы. Ремесленники народа Мочики, составлявшего этническое большинство этого государства, впечатляют современных нам археологов своим мастерством.

В том числе, они создали обширную сеть водных и оросительных каналов. Что позволяло в достаточном количестве возделывать и выращивать кукурузу, картофель, бобы, маниоку, арахис и хлопок.

Перуанские историки свидетельствуют о том, что на протяжении столетий держава Мочики не знала голода - вечного спутника Европейской цивилизации. В народном хозяйстве активно использовались местные породы собак, ламы и альпака. Последние две, наряду с куи, то есть специальными морскими свинками, составляли основу мясного стола.

В самый расцвет этого этноса на окраинах их империи в бесславии и бедности ютились кечуа. В среде которых уже зрели силы, создавшие в будущем более развитую цивилизацию. Еще бы, ведь они происходили от Богов. Во всяком случае, верили в это беззаветно. А это значит, что даже самое невероятное вполне может стать реальным. К примеру, бурундук птичкой, а чего опять же.

Однажды на берегу озера Титикака появились мужчина и женщина, прекраснее которых не было. Понятное дело, ведь они дети Виракоча, то есть человекоподобного Солнца, создавшего все сущее и являющимся сутью всех вещей.

Точнее его сыном был Манко Капак, а его двоюродная сестра и жена одновременно, Мама Ойльо была дочерью Луны. Вот они-то и стали первыми правителями, то есть Инками.

Виракоча или Сияющее Основание и Бездна - Хранилище всех вещей
Виракоча или Сияющее Основание и Бездна - Хранилище всех вещей

Виракоча дал инке Манко Капак золотой жезл, которым можно было определить наиболее плодородную почву, что в гористой местности немаловажно. И вот в долине Куско божественных посох, воткнутый в землю, дал ожидаемые результаты. Солнцеподобные супруги решили, что именно здесь должно быть основано государство.

Инка Манко Капак позвал народы пастухов с Севера, а его сестра Мама Ойльо пригласила земледельцев Юга. Ранее все они враждовали между собой, но теперь, осчастливленные властью Детей Солнца, объединились в сплоченное общество. Вероятно, идет речь о двух основных этносах государства, которое испанцы называли Инками. А именно о Кечуа и Аймарах.

Стоит ли говорить, что Манко Капак научил мужчин орошать и обрабатывать землю, строить дома и работать с металлами. Познакомил с ремеслами, так же, как и его сестра научила женщин прясть, ткать и шить. Каждая новая власть несет свет и цивилизацию, невиданную ранее. Каждый раз они приносят хорошо и не очень, забытое и нет, но все же старое.

Основным языком страны стал именно кечуа. Его называли Рунасими, то есть “языком людей”. Ясное дело, ведь другие - собачий лай. Но есть мнение, что закрытая властная элита между собой говорила на понятном только ей наречии. Вероятнее всего, инки — это самоназвание некоего этноса в составе титульной нации сформировавшейся державы.

Именно они сначала подчинили себе всех Кечуа, оставаясь закрытой элитной кастой. А затем объединили соседние народы, и в первую очередь Аймар. Победители сформировали господствующую этническую прослойку.

Они стремились к сохранению чистоты крови. Потому не допускали смешения с другими соплеменниками. И вообще находились в самом привилегированном положении. Они никогда не платили налогов и не отрабатывали обязательных общественных работ. Если не считать таковыми тяжкий и очень ответственный труд по управлению государством.

Потому самоназвание этноса и так получилось замкнутого правящего класса стало символом власти вообще. То есть всю властную элиту стали называть Инки. А главой государства стал Сапа Инка, то есть Верховный Единоличный Правитель.

Центром страны стал город Куско, вокруг которого раскинулось государство. Оно состояло из четырех областей по количеству сторон света, потому и называлось “Единством четырех частей”, что на языке Кечуа - Тауантинсуйу. Столица возводилась вокруг храма Виракоча. Получалось, что все государство, а за ним и общество выстраивалось по принципу Солнечной системы, то есть вокруг главной Звезды.

Также как правящий чиновничий класс инков выстраивался вокруг Сапа Инки. Вокруг элиты группировались кечуа и другие народы. Наиболее многочисленные из них - Аймара, Мочика и Пукина. Сказать, что все этносы добровольно прониклись уважением к воле Виракоча в лице потомков Манко Капака и Мама Ойльо, нельзя.

Сапа Инки вели все известные нам виды войн. От самых привычных в виде вооруженных конфликтов до хитроумных информационных и экономических. Захват путей сообщений вел к нарушению торговли противоборствующих народов. Уничтожение посевов также активно практиковалось враждующими.

Первым делом подчиненные Инков на новых землях запрещали приносить жертвы тем Богам, которых они не считали своими. Культы кечуа, напротив, насаждались с большим упорством. В обычаях новой власти были приношения пленных. Таким образом, до народов, не подчиняющихся новой власти, быстро доходило, что лучше быть одним целым с теми, кому покровительствуют столь строгие и могущественные Боги.

На несколько столетий наследники Манко Капака и Мама Ойльо сумели сплотить вокруг власти инков и “Единство четырех частей”, и многочисленные народы. Но к 1531 году, когда Испанцы открыли их для себя и Старого Света, Тауантинсуйу находилось в состоянии перманентных гражданских войн, сочетающихся с пограничными конфликтами.

Вечные Анды
Вечные Анды

То есть новые завоеватели нашли империю инков в том же состоянии, что и кечуа государство Чиму. Результат нам известен. Вероятно, державное непостоянство - результат воли Виракоча. И лишь седые Анды взирают без устали на парад государств у своих подножий.

-3