По официальным данным итальянских штабов с 10 июня 1940 г. по 8 сентября 1943 г. ВВС Италии сбили 2.522 самолета. В этот счет включены только машины, уничтоженные пилотами Regia Aeronautica в воздушных боях; в расчет не брались самолеты, уничтоженные на земле. Но после войны при анализе документации и сравнении ее с отчетами о потерях ВВС стран-противников выяснилось, что боевой счет Regia Aeronautica оказался заметно завышен. Впрочем, это не удивительно: победный счет своей стороны завышали летчики всех армий мира – некоторые из тщеславия, а большинство – ошибочно, из-за сложных условий воздушного боя, в которых было просто невозможно проследить падение пораженной цели до самой земли.
При этом личные победные счета итальянских асов так же достаточно условны. Ведь в начале войны итальянцы личных побед не считали, записывая их на счет эскадрильи, а затем стали записывать в личные счета летчиков даже неподтвержденные и поврежденные самолеты. В послевоенное время итальянцы никакого серьезного исследования в области изучения личных победных списков пилотов не проводилось, и в различных изданиях встречаются разные, зачастую противоречащие друг другу цифры.
Что касается пятерки лучших асов Regia Aeronautica, то и они не отличались высокой результативностью. Их общий счет за 2-ю мировую войну составил всего около 100 сбитых самолетов (в среднем по 20 побед на каждого лучшего аса). Это не идет ни в какое сравнение не только с союзниками итальянцев – немецкими асами, но и с лучшими асами антигитлеровской коалиции…
MARTINOLI Teresio (22 победы)
Терезио Мартиноли (1917-1944) вероятно самый результативный итальянский ас 2-й мировой войны. Вступление Италии в войну он встретил на Сицилии в составе 384-й эскадрильи 157-й группы. Летал на биплане Fiat CR.42.Переброшенный в Тунис, сержант Мартиноли уже 13 июня 1940 г. одержал первую победу над врагом: сбил английский бомбардировщик. Затем он был направлен в 78-ю эскадрилью 13-й группы 2-го Stormo; соединение базировалось в Ливии, на вооружении состояли все те же CR.42 (в начале 1941 весь Stormo перевооружили на Macchi С.200). Результативность аса в Африке была довольно высокой, однако значительное количество своих побед Терезио одержал над Мальтой. Переведенный в 9-й Stormo, вооруженный скоростными истребителями С.202, Мартиноли за два месяца сбил над Мальтой три «Харрикейна» и один «Бленхейм». После отдыха, предоставленного его подразделению, Терезио вновь принял участие в боях, сбив за период с 4 по 16 мая 1942 г три «Спитфайра». Вернувшись в Африку, Мартиноли с 29 мая по 9 октября 1942 г. уничтожил в воздушных боях еще восемь самолетов (шесть Р-40 и два «Спитфайра»).
В 1943 г. Мартиноли защищал Италию от налетов союзнической авиации; при этом ему удалось сбить одну «Летающую крепость». После переворота лучший итальянский ас вступил в авиацию освобожденной Италии и принял участие в борьбе против Германии. Последней его победой стало уничтожение немецкого транспортного Ju-52 над Югославией, которого Терезио сбил, прорвавшись сквозь заслон пары Мессершмиттов. А 25 августа 1944 г. сержант Мартиноли погиб в обычном тренировочном полете: новая «Аэрокобра», которую осваивал Терезио, вышла из подчинения и потерпела катастрофу. Посмертно Мартиноли был награжден «Золотой медалью за воинскую доблесть».
LUCCHINI Franco (21 победа + 1 в Испании)
Франко Луккини (1914-1943) принял боевое крещение в 1937 г. в Испании. Сражаясь в составе 19-й эскадрильи «Ассо ди Бастони» на биплане Фиат CR.32 «Чирри», он одержал одну воздушную победу. Правда, некоторые исследователи считают, что в Испании Луккини сбил пять самолетов и стал асом; но доказать это невозможно, так как в тот период итальянцы не вели индивидуального подсчета побед.
Начало 2-й Мировой войны Франко встретил в Африке в составе 90-й эскадрильи из 10-й Группо 4-го Штормо. Летая на биплане Fiat CR.42, он уже 20 июня 1940 г сбил британскую летающую лодку «Сандерленд». На рубеже 1940 - 1941 гг. эскадрилья Луччини освоила истребитель-моноплан Макки С.200, на котором Луккини принял участие в боях над Сицилией и Мальтой. В этих операциях Франко сумел уничтожить не менее 6 скоростных британских истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр», выдвинувшись в ряд самых удачливых итальянских асов. Но 27 сентября 1941 г Луччини, прикрывавший свои бомбардировщики, был подбит и тяжело ранен. С трудом совершив вынужденную посадку, он до конца года пролежал в госпитале. После выздоровления Луккини весной 1942 был назначен на должность командира 84-й эскадрильи, оснащенной скоростными истребителями Макки С.202. После нескольких очередных рейдов на Мальту 84-я эскадрилья была переброшена в Северную Африку, где ей буквально с ходу пришлось принять участие в ожесточенных схватках битвы за Эль-Аламейн. Эта битва принесла Франко новые успехи: с июня по октябрь 1942 г он одержал 10 личных и 6 групповых побед, причем в основном его жертвами становились британские «Киттихавки». 24 сентября 1942 г Луккини и сам был сбит; он совершил вынужденную посадку в пустыне и несколько дней выбирался из песков к своим. По возвращении аса на базу командование запретило ему на несколько месяцев участвовать в боевых вылетах, что Луккини воспринял как личное оскорбление...
В марте 1943 г капитан Луккини принял под командование 10-ю Группо из 4-го Штормо, сражавшуюся против союзников над Сицилией. Погиб Франко Луккини 5 июля 1943 г во время атаки на американские бомбардировщики В-17, шедшие над Сицилией под прикрытием «Спитфайров»: Франко с ходу разнес вдребезги один из истребителей прикрытия, но буквально через минуту и его пылающая машина рухнула на землю...
По подсчетам послевоенных исследователей, пытавшихся разобраться в ворохе записей общих для итальянских подразделений побед. Франко Луккини за время 2-й мировой войны сбил не менее 21 вражеского самолета лично, и еще 8 - в группе (но некоторые исследователи поднимают количество групповых побед Луккини до цифры 56!). Однако точно установить реальную цифру побед Луккини сейчас вряд ли представляется возможным.
FERRULLI Leonardo (21 победа + 1 в Испании)
Леонардо Феррулли (1918-1943) считается третьим по результативности асом Италии после Мартиноли и Луччини. Впервые Леонардо отличился еще в гражданской войне в Испании: 7 октября 1937 г он ухитрился на тихоходном биплане Фиат CR.32 сбить над Пальма-де-Мальорка скоростной бомбардировщик республиканцев СБ-2. Во 2-й мировой войне Леонардо Феррулли воевал в составе 91-й эскадрильи из 10-й группы. Он прошел типичный путь большинства итальянских летчиков: воевал над Африкой и Мальтой, в 1943 г защищал Италию. А 5 июля 1943 над Сицилией старший лейтенант Феррулли сбил тяжелый бомбардировщик В-17, затем атаковал «Лайтнинги» прикрытия, и тут на итальянца свалился сверху британский «Спитфайр», в упор расстрелявший его С.202. Феррулли успел выпрыгнуть из горящего самолета, но из-за малой высоты его парашют не успел раскрыться. Леонардо Феррулли погиб буквально через несколько минут после своего командира Франко Луччини; таким образом, в том бою Италия потеряла сразу двух своих лучших асов. Посмертно Леонардо был награжден «Золотой медалью за воинскую доблесть».
BORDONI BISLERI Franco (19 побед)
Франко Бордони Бислери по прозвищу «Робур» (1913-1975) был пилотом запаса. В мирной жизни этот наследник преуспевающего виноторговца занимался автогонками. Франко призвали в ВВС в связи с началом боевых действий. В составе 95-й эскадрильи он осенью 1940 участвовал в «Битве за Англию», пытаясь над Ла-Маншем сражаться против современных британских самолетов на морально устаревшем биплане Fiat C.R.42. В январе 1941 его эскадрилью, пересевшую с бипланов на монопланы М.С.200, перебросили в Северную Африку. Здесь Бордони Бислери провел множество боев, одержав не менее 10 воздушных побед. Провоевав в Африке без единой царапины почти два года, Франко в ноябре 1942 г попал в авиакатастрофу. Чудом выжив, он с серьезными ранениями надолго выбыл из строя. Только в июне 1943 старший лейтенант Бордони Бислери вернулся на службу, и тут же принял активное участие в обороне Рима от налетов вражеской авиации. Всего за месяц боев он сбил 6 «Летающих крепостей» и 1 двухмоторный бомбардировщик, доведя свой предположительный счет до 19 побед. Однако после раскола Италии на два лагеря Франко прекратил участие в войне – он не принял ни стороны фашистов, ни стороны союзников, и демобилизовался из ВВС.
GORRINI luigi (19 побед)
Луиджи Горрини (1917-2014) в мае 1940 сражался в составе 85-й эскадрильи 3-го Stormo на биплане Fiat C.R.42 во Франции, затем принимал участие в заключительной фазе «Битвы за Англию». В начале 1941 г 3-й Stormo был переведен в Северную Африку. Здесь Горрини и одержал первую победу, уничтожив 16 апреля 1941 над Бенгази британский бомбардировщик «Бленхейм». В августе эскадрилья Луиджи перевооружилась на моноплан Макки С.200, и около полугода базировалась на Грецию, занималась охраной итальянских морских конвоев, идущих в Грецию из Италии. Весной 1942 85-я эскадрилья вернулась в Северную Африку, где вновь вступила в сражения против англичан. В декабре 1942 эскадрилья пересела на новый истребитель Макки С.202, и уже 2 января 1943 Горрини на новом самолете сбил британский истребитель Р-40. Летом 1943, после поражения итальянцев и немцев в Африке, сержант Горрини вместе со своей эскадрильей вернулся в Италию, где ему пришлось вступить в изнурительные и опасные схватки с тяжелыми американскими бомбардировщиками, совершавшими под истребительным прикрытием налеты на Рим. Над Римом Горрини одержал первую победу 17 июля 1943, уничтожив в одном бою бомбардировщик В-24 и истребитель Р-38. После падения режима Муссолини Горрини остался верен фашистам, и принял дальнейшее участие в боях в составе Авиации Национальной Республики (ANR). Летая в составе 1-й истребительной Группы на новейшем Макки С.205 «Фелтро», он по прежнему противостоял налетам союзнической авиации, прослыв лучшим в итальянских ВВС специалистом по уничтожению «Летающих крепостей». Всего на счету Луиджи числилось 8 уничтоженных четырехмоторных бомбардировщиков (правда, в разных источниках встречаются разночтения: в одних говорится о 6 В-17 и 2 В-24, в других – о 6 В-24 и 2 В-17). Последнюю свою победу Горрини одержал 24 мая 1944 (сбил бомбардировщик В-24 «Либерейтор»). Всего за время участия в войне Луиджи Горрини провел 132 воздушных боя. По мнению исследователей (мы ведь помним, что в первой половине войны итальянцы не вели индивидуального подсчета побед), он сбил 19 самолетов (15 - как пилот Regia Aeroutica и 4 - как пилот ANR); еще 5 его воздушных побед не получили подтверждения.
Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:
«Авиация Первой мировой войны»
«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»
«Авиация Второй мировой войны»
«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»
Общий список статей канала о других асах стран, участвовавших во 2-й мировой войне, можно найти здесь: АСЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи по разным вопросам военной истории…