Подобно французам, итальянцы не имели четкой концепции, какие же именно самолеты понадобятся им на поле боя, тем более что военные и не предъявляли никаких определенных требований к качествам техники. У итальянцев тоже преобладало мнение, что важнее всего создавать как можно больше образцов самолетов; а обилие разных машин в будущем позволит отобрать лучшие. В результате такого подхода в итальянском самолетостроении сложилась ситуация, близкая к французской. Ради государственных субсидий и дотаций конкурировавшие между собой многочисленные авиафирмы параллельно производили одинаковые, часто устаревшие типы самолетов. Только этим можно объяснить одновременное внедрение в итальянские ВВС перед войной фактически равноценных истребителей M.C.200, G.50, и Re.2000; в начале войны – почти идентичных Re.2001 и M.C.202, а в конце - так же схожих между собой M.C.205, G.55 и Re.2005. Причем при почти одинаковых качествах самолетов этот разнобой значительно усложнял обучение пилотов, обслуживание техники и снабжение ее запчастями. И это в то время, когда страны, имевшие более развитую авиаиндустрию и бОльший размах производства, чем Италия, сократили число выпускаемых типов истребителей буквально до двух: легкого - фронтового и среднего - перехватчика. Так, в Великобритании основными истребителями стали «Спитфайр» и «Харрикейн», в Германии - Bf.109 и Fw.190, в СССР - Як и Ла.
Ниже описаны не все типы истребителей, официально принятых на вооружение Италии, так как некоторые из них являлись малосерийными, по сути - чуть ли не экспериментальными. Понятно, что серии в 20-30 машин, даже если некоторые из поздних моделей и стали выдающимися конструкциями, никакого серьезного влияния на ход боевых действий оказать не могли. Поэтому в данный обзор включены только те типы истребителей, которые составляли основу итальянской авиации; в крайнем случае – те, что имели в серии не менее 100 принятых армией экземпляров.
Фронтовой истребитель-биплан Fiat C.R.32 «Chiry»
Конструкция, производство:
Истребитель-биплан металлической конструкции обтянутой полотном, с открытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1933-1939 гг.; построено 1.312 самолетов.
ТТХ:
Двигатель: Fiat A30 Rabis (600 л.с.); максимальная скорость: 356 км/ч; время набора высоты 5.000 м: 10 мин; потолок: 7.850 м; дальность: 780 км. Вес пустого: 1.380 кг, вес взлетный: 1.905 кг. Вооружение штурмовой версии 1940 г: 2х12,7-мм пулемета, 2х100-кг бомбы
Боевые качества:
В Испании C.R.32 зарекомендовал себя как отличный истребитель. Он обладал превосходной маневренностью и прекрасной управляемостью, мощным для 30-х гг. вооружением, а так же исключительной для полотняного биплана прочностью. Но к моменту вступления Италии во 2-ю мировую войну тихоходный «Чири» безнадежно устарел, и в боях стал нести огромные потери. Поэтому до начала 1941 использовался уже не как истребитель, а как штурмовик, хотя самолет и не имел никакой бронезащиты.
Боевое применение:
Воевали в Абиссинии и Испании (1935-1939 гг.). Во 2-й мировой войне до 1941 воевали в Греции, в Северной и Восточной Африке; но в это время из-за устарелости использовались уже в основном для штурмовых ударов по наземным войскам. В январе 1941 C.R.32 был снят с вооружения.
Фронтовой истребитель Fiat G.50 «Freccia»
Конструкция, производство:
первый итальянский цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и изначально закрытой кабиной. Правда, при испытаниях выяснилось, что фонарь «клинит» на больших скоростях, но вместо того, чтобы изменить конструкцию фонаря, итальянцы с 13-го самолета строили эти истребители уже с открытой кабиной. Производство: 1938-1943 гг.; построено 666 истребителей + 108 учебных двухместных машин.
ТТХ:
Двигатель: Fiat А.74 RC 38 (850 л.с.); скорость: 490 км/ч, время набора высоты 4.000 м: 4,6 мин, потолок: 10.750 м, дальность: 580 км. Вес пустого: 1.965 кг, вес взлетный: 2.400 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета.
Боевые качества:
Очень легкий в управлении, исключительно маневренный самолет. Однако громоздкий радиальный маломощный двигатель стал виновником слишком низкой для современного истребителя скорости; недостаточной для боев 2-й мировой войны оказалась и огневая мощь двух 12,7-мм пулеметов. Самолет был плохо защищен: бронеспинка кресла пилота появилась только на самолетах, выпускавшихся с 1941 г. «Фреччья» значительно превосходили устаревшую авиатехнику, однако бои с более современными истребителями противника мог вести лишь с переменным успехом.
Боевое применение:
С февраля 1939 проходил фронтовые испытания в Испании. С июня 1940 по начало 1943 G.50 воевали во Франции, в Битве за Англию, в Греции, над Критом и Мальтой, над Африкой и Средиземноморьем.
Фронтовой истребитель-биплан Fiat C.R.42 «Falco»
Конструкция, производство:
Истребитель-биплан цельнометаллической конструкции, с открытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1939-1944; построено 1.781 самолетов.
ТТХ:
Двигатель: Fiat А.74 R1C 38 (840 л.с.); максимальная скорость: 441 км/ч, время набора высоты 6.000 м: 7 мин, потолок: 10.100 м, дальность: 780 км. Вес пустого 1.784 кг, вес взлетный: 2.295 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета, 2х100-кг бомбы
Боевые качества:
Самолет устаревшей конструкции был принят на вооружение после начала 2-й мировой войны (но до вступления в нее Италии), когда в итальянской авиации уже появились монопланы. Малая скорость позволяла C.R.42 бороться только с самолетами устаревших типов, поэтому с 1941 «Фалько» обычно применялся как истребитель-бомбардировщик для штурмовых ударов по наземным объектам (хотя самолет и не имел никакой бронезащиты). Несмотря на низкие для 2-й мировой войны боевые качества «Сокола», обожавшие бипланы итальянцы производили его дольше, чем более удачный истребитель-моноплан МС.200, и построили «Фалько» больше, чем признанного ими же как основной истребитель Италии МС.202…
Боевое применение:
С июня 1940 по начало 1943 «Фалько» воевали во Франции, в Битве за Англию, в Греции, над Критом и Мальтой, над Африкой и Средиземноморьем. С июля по декабрь 1941 сражались в СССР.
Фронтовой истребитель Macci M.C.200 «Saetta»
Конструкция, производство:
Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и изначально закрытой кабиной. Правда, как и у Fiat G.50, его фонарь, «клинило» на больших скоростях, и конструкторы просто его убрали; с 241-го экземпляра эти истребители выпускались с открытой кабиной. Серийное производство 1939 - 1942 гг. Построено 1.153 самолета.
ТТХ:
Двигатель: Fiat А.74 RC 38 (850 л.с.); скорость: 504 км/ч, время набора высоты 4.000 м: 4,55 мин, потолок: 8.900 м, дальность: 570 км. Вес пустого: 1.960 кг, вес взлетный: 2.400 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета (на поздних + 2х7,69-мм), 2х50-кг бомбы.
Боевые качества:
«Саетта» обладала чистым аэродинамическим силуэтом фюзеляжа и тщательно «зализанными» формами. Но его громоздкий и слабый радиальный двигатель портил всю продуманную аэродинамику корпуса, из-за чего истребитель не достигал высокой скорости. В результате этот, в сущности, современный самолет не мог сравняться по боевым качествам с истребителями ведущих стран. Правда, и безнадежно отсталым М.С.200 назвать нельзя: он отличался исключительной маневренностью, а так же значительной прочностью конструкции и высокой живучестью. МС.200 обладал резервами для развития в случае установки на него другого, более мощного и обтекаемого мотора (что в 1941 и «вылилось» в создание отличного истребителя МС.202).
Боевое применение:
С сентября 1940 г - Мальта, Греция, Югославия, Северная Африка; в 1943 - Сицилия. С августа 1941 по январь 1943 – в СССР.
Фронтовой истребитель Macci M.C.202 «Folgore»
Конструкция, производство:
Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство 1941 - 1943 гг. Построено 1.150 самолетов.
ТТХ:
Двигатель: Alfa-Romeo RA 1000RC 411 (1.075 л.с.); скорость: 600 км/ч, время набора высоты 5.000 м: 4,6 мин., потолок: 11.500 м, дальность: 610 км. Вес пустого: 2.490 кг, вес взлетный: 2.930 кг. Вооружение: 2х12,7-мм + 2х7,69-мм пулемета.
Боевые качества:
Конструктивно МС.202 представлял собой усовершенствованный истребитель МС.200, на который установили новый, надежный фонарь кабины и более мощный, обтекаемый рядный двигатель. Дополнительные «лошади» нового мотора и улучшившаяся аэродинамика тут же выдвинули прежнего «тихохода» в число лучших истребителей середины войны. По своим летным качествам «Фольгоре» не уступал, а порой и превосходил современные ему истребители противника. Правда, «итальянцу» явно недоставало огневой мощи, из-за чего он не мог эффективно бороться с тяжелыми бомбардировщиками врага.
Боевое применение:
С ноября 1941 и до конца войны: Северная Африка, Средиземноморье, Италия (с конца 1942 г МС.202 – основной истребитель Италии). С сентября 1942 по январь 1943 небольшое количество «Фольгоре» воевало в СССР (без побед и без потерь).
Истребитель-перехватчик Re.2001 «Ariete»
Конструкция, производство:
Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство: 1941 – 1943 гг.; произведено 252 самолета.
ТТХ:
Двигатель: Alfa Romeo RA 1000 RC 41-Ia Monsone (1.175 л.с.); максимальная скорость: 542 км/ч; потолок: 11.950 м; дальность: 1.040 км. Вес пустого: 2.495 кг, вес взлетный: 3.280 кг. Вооружение: 2х12,7-мм + 2х7,9-мм пулемета (в варианте ночного истребителя вместо 7,69-мм пулеметов – 2х20-мм пушки).
Боевые качества:
Истребитель был хорошо защищен (бронеспинка, бронеплита перед пилотом, протектированные баки). Однако тяжелая машина имела низкую маневренность, из-за чего «Ариете» проигрывали бои фронтовым истребителям противника. Поэтому вскоре все Re.2001 перевели в ПВО Италии – ведь борьба с бомбардировщиками не требовала высокой маневренности.
Боевое применение:
С мая 1942 Re.2001 сражались над Мальтой; в 1942-43 защищали Италию (состояли в ПВО страны).
Истребитель-бомбардировщик Re.2002 «Ariete II»
Конструкция, производство:
Re.2002 представлял собой тот же Re.2001 «Ариете» (поэтому и получил наименование «Ариете II»); отличие заключалось в установке другого, звездообразного мотора - из-за нехватки рядных двигателей. Серийное производство: 1942 – 1943 гг.; произведено 260 самолетов.
ТТХ:
Двигатель: Piaggio PXIX RC45 Turbine В (1.180 л.с.); максимальная скорость: 550 км/ч; время набора высоты 2.000 м: 1 мин; потолок: 10.500 м; дальность: 1.100 км. Вес пустого: 2.390 кг, вес взлетный: 3.240 кг. Вооружение: 2х12,7-мм + 2х7,9-мм пулемета + 950 кг бомб.
Боевые качества:
Задуманный, как фронтовой истребитель, тяжелый Re.2002 в этом качестве оказался еще хуже, чем Re.2001. Зато он стал достаточно удачным истребителем-бомбардировщиком (недаром им заинтересовались даже немцы). Это и позволило Re.2002 удержаться во фронтовых частях до самого конца войны, несмотря на выход Италии из войны в 1943 г - «Ариете II» использовался как летчиками прогерманской «Итальянской социальной республики», так и немецкими пилотами некоторых частей Люфтваффе.
Боевое применение:
Применялся в боях в Италии с декабря 1942. После раскола страны до августа 1944 они воевали по обе стороны фронта: и у антифашистов, и у Муссолини.
Истребитель-перехватчик Macci M.C.205V «Veltro»
Конструкция, производство:
Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство 1943 - 1944 г. Построено 302 самолета.
ТТХ:
Двигатель: Alfa-Romeo RA 1050RC 58 (1.475 л.с.); скорость: 640 км/ч, время набора высоты 5.000 м: 4,4 мин, потолок: 10.800 м, дальность: 1.040 км. Вес пустого: 2.580 кг, вес взлетный: 3.420 кг. Вооружение: 2х12,7-мм + 2х7,69-мм пулемета; с IV серии – 2х20-мм пушки + 2х12,7-мм пулемета.
Боевые качества:
Конструктивно МС.205 являлся развитием МС.202, с более мощным двигателем, значительно увеличившим скорость истребителя, и усиленным вооружением, позволившим самолету эффективно бороться с тяжелыми бомбардировщиками. Но поздняя разработка и раскол Италии не позволили выпустить достаточное количество «Борзых», чтобы этот истребитель существенно повлиял на ход войны в воздухе.
Боевое применение:
С апреля 1943 МС.205 в составе ПВО защищали Италию; после раскола страны до августа 1944 они воевали по обе стороны фронта: и у антифашистов, и у Муссолини.
Истребитель-перехватчик Fiat G.55 «Centauro»
Конструкция, производство:
Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство 1943 - 1944 гг. Построено 305 самолетов (еще 37 были собраны наполовину).
ТТХ:
Двигатель: Alfa-Romeo RA 1050RC 58 (1.475 л.с.); скорость: 620 км/ч, время набора высоты 5.000 м: 6 мин., потолок: 12.750 м, дальность: 1.200 км. Вес пустого: 2.630 кг, вес взлетный: 3.520 кг. Вооружение: 3х20-мм пушки + 2х12,7-мм пулемета.
Боевые качества:
В отличие от других итальянских истребителей пятого поколения «Кентавр» не являлся модернизацией старой модели, а разрабатывался «с нуля». В результате получился отличный истребитель-перехватчик (некоторые специалисты считают G.55 лучшим итальянским истребителем 2-й мировой войны). Однако его малочисленность и запоздалое появление привели к тому, что этот самолет не сыграл никакой существенной роли в воздушной войне.
Боевое применение:
С июня 1943 G.55 в составе ПВО защищали Италию (но до раскола страны был построен всего 31 самолет). После раскола Италии до августа 1944 они воевали по обе стороны фронта: и у антифашистов, и у Муссолини.
2МВ. Ударные самолеты ВВС Италии
2МВ: пятерка лучших итальянских асов
2МВ: самоходные артиллерийские установки Италии
2МВ. Тяжелые броненосные корабли итальянского флота
2МВ. Легкие крейсеры итальянского флота
2МВ. Итальянские эсминцы и миноносцы
Итальянский подводный флот во 2-й мировой войне
Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:
«Авиация Первой мировой войны»
«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»
«Авиация Второй мировой войны»
«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»
Разное - авиационная «солянка»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории