Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. Истребители ВВС Италии

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Подобно французам, итальянцы не имели четкой концепции, какие же именно самолеты понадобятся им на поле боя, тем более что военные и не предъявляли никаких определенных требований к качествам техники. У итальянцев тоже преобладало мнение, что важнее всего создавать как можно больше образцов самолетов; а обилие разных машин в будущем позволит отобрать лучшие. В результате такого подхода в итальянском самолетостроении сложилась ситуация, близкая к французской. Ради государственных субсидий и дотаций конкурировавшие между собой многочисленные авиафирмы параллельно производили одинаковые, часто устаревшие типы самолетов. Только этим можно объяснить одновременное внедрение в итальянские ВВС перед войной фактически равноценных истребителей M.C.200, G.50, и Re.2000; в начале войны – почти идентичных Re.2001 и M.C.202, а в конце - так же схожих между собой M.C.205, G.55 и Re.2005. Причем при почти одинаковых качествах самолетов этот разнобой значительно усложнял обучение пилотов, обслуживание техники и снабжение ее запчастями. И это в то время, когда страны, имевшие более развитую авиаиндустрию и бОльший размах производства, чем Италия, сократили число выпускаемых типов истребителей буквально до двух: легкого - фронтового и среднего - перехватчика. Так, в Великобритании основными истребителями стали «Спитфайр» и «Харрикейн», в Германии - Bf.109 и Fw.190, в СССР - Як и Ла.

Ниже описаны не все типы истребителей, официально принятых на вооружение Италии, так как некоторые из них являлись малосерийными, по сути - чуть ли не экспериментальными. Понятно, что серии в 20-30 машин, даже если некоторые из поздних моделей и стали выдающимися конструкциями, никакого серьезного влияния на ход боевых действий оказать не могли. Поэтому в данный обзор включены только те типы истребителей, которые составляли основу итальянской авиации; в крайнем случае – те, что имели в серии не менее 100 принятых армией экземпляров.

Фронтовой истребитель-биплан Fiat C.R.32 «Chiry»

-2

Конструкция, производство:

Истребитель-биплан металлической конструкции обтянутой полотном, с открытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1933-1939 гг.; построено 1.312 самолетов.

ТТХ:

Двигатель: Fiat A30 Rabis (600 л.с.); максимальная скорость: 356 км/ч; время набора высоты 5.000 м: 10 мин; потолок: 7.850 м; дальность: 780 км. Вес пустого: 1.380 кг, вес взлетный: 1.905 кг. Вооружение штурмовой версии 1940 г: 2х12,7-мм пулемета, 2х100-кг бомбы

Боевые качества:

В Испании C.R.32 зарекомендовал себя как отличный истребитель. Он обладал превосходной маневренностью и прекрасной управляемостью, мощным для 30-х гг. вооружением, а так же исключительной для полотняного биплана прочностью. Но к моменту вступления Италии во 2-ю мировую войну тихоходный «Чири» безнадежно устарел, и в боях стал нести огромные потери. Поэтому до начала 1941 использовался уже не как истребитель, а как штурмовик, хотя самолет и не имел никакой бронезащиты.

Боевое применение:

Воевали в Абиссинии и Испании (1935-1939 гг.). Во 2-й мировой войне до 1941 воевали в Греции, в Северной и Восточной Африке; но в это время из-за устарелости использовались уже в основном для штурмовых ударов по наземным войскам. В январе 1941 C.R.32 был снят с вооружения.

Фронтовой истребитель Fiat G.50 «Freccia»

-3

Конструкция, производство:

первый итальянский цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и изначально закрытой кабиной. Правда, при испытаниях выяснилось, что фонарь «клинит» на больших скоростях, но вместо того, чтобы изменить конструкцию фонаря, итальянцы с 13-го самолета строили эти истребители уже с открытой кабиной. Производство: 1938-1943 гг.; построено 666 истребителей + 108 учебных двухместных машин.

ТТХ:

Двигатель: Fiat А.74 RC 38 (850 л.с.); скорость: 490 км/ч, время набора высоты 4.000 м: 4,6 мин, потолок: 10.750 м, дальность: 580 км. Вес пустого: 1.965 кг, вес взлетный: 2.400 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета.

Боевые качества:

Очень легкий в управлении, исключительно маневренный самолет. Однако громоздкий радиальный маломощный двигатель стал виновником слишком низкой для современного истребителя скорости; недостаточной для боев 2-й мировой войны оказалась и огневая мощь двух 12,7-мм пулеметов. Самолет был плохо защищен: бронеспинка кресла пилота появилась только на самолетах, выпускавшихся с 1941 г. «Фреччья» значительно превосходили устаревшую авиатехнику, однако бои с более современными истребителями противника мог вести лишь с переменным успехом.

Боевое применение:

С февраля 1939 проходил фронтовые испытания в Испании. С июня 1940 по начало 1943 G.50 воевали во Франции, в Битве за Англию, в Греции, над Критом и Мальтой, над Африкой и Средиземноморьем.

Фронтовой истребитель-биплан Fiat C.R.42 «Falco»

-4

Конструкция, производство:

Истребитель-биплан цельнометаллической конструкции, с открытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: 1939-1944; построено 1.781 самолетов.

ТТХ:

Двигатель: Fiat А.74 R1C 38 (840 л.с.); максимальная скорость: 441 км/ч, время набора высоты 6.000 м: 7 мин, потолок: 10.100 м, дальность: 780 км. Вес пустого 1.784 кг, вес взлетный: 2.295 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета, 2х100-кг бомбы

Боевые качества:

Самолет устаревшей конструкции был принят на вооружение после начала 2-й мировой войны (но до вступления в нее Италии), когда в итальянской авиации уже появились монопланы. Малая скорость позволяла C.R.42 бороться только с самолетами устаревших типов, поэтому с 1941 «Фалько» обычно применялся как истребитель-бомбардировщик для штурмовых ударов по наземным объектам (хотя самолет и не имел никакой бронезащиты). Несмотря на низкие для 2-й мировой войны боевые качества «Сокола», обожавшие бипланы итальянцы производили его дольше, чем более удачный истребитель-моноплан МС.200, и построили «Фалько» больше, чем признанного ими же как основной истребитель Италии МС.202…

Боевое применение:

С июня 1940 по начало 1943 «Фалько» воевали во Франции, в Битве за Англию, в Греции, над Критом и Мальтой, над Африкой и Средиземноморьем. С июля по декабрь 1941 сражались в СССР.

Фронтовой истребитель Macci M.C.200 «Saetta»

-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и изначально закрытой кабиной. Правда, как и у Fiat G.50, его фонарь, «клинило» на больших скоростях, и конструкторы просто его убрали; с 241-го экземпляра эти истребители выпускались с открытой кабиной. Серийное производство 1939 - 1942 гг. Построено 1.153 самолета.

ТТХ:

Двигатель: Fiat А.74 RC 38 (850 л.с.); скорость: 504 км/ч, время набора высоты 4.000 м: 4,55 мин, потолок: 8.900 м, дальность: 570 км. Вес пустого: 1.960 кг, вес взлетный: 2.400 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета (на поздних + 2х7,69-мм), 2х50-кг бомбы.

Боевые качества:

«Саетта» обладала чистым аэродинамическим силуэтом фюзеляжа и тщательно «зализанными» формами. Но его громоздкий и слабый радиальный двигатель портил всю продуманную аэродинамику корпуса, из-за чего истребитель не достигал высокой скорости. В результате этот, в сущности, современный самолет не мог сравняться по боевым качествам с истребителями ведущих стран. Правда, и безнадежно отсталым М.С.200 назвать нельзя: он отличался исключительной маневренностью, а так же значительной прочностью конструкции и высокой живучестью. МС.200 обладал резервами для развития в случае установки на него другого, более мощного и обтекаемого мотора (что в 1941 и «вылилось» в создание отличного истребителя МС.202).

Боевое применение:

С сентября 1940 г - Мальта, Греция, Югославия, Северная Африка; в 1943 - Сицилия. С августа 1941 по январь 1943 – в СССР.

Фронтовой истребитель Macci M.C.202 «Folgore»

-6

Конструкция, производство:

Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство 1941 - 1943 гг. Построено 1.150 самолетов.

ТТХ:

Двигатель: Alfa-Romeo RA 1000RC 411 (1.075 л.с.); скорость: 600 км/ч, время набора высоты 5.000 м: 4,6 мин., потолок: 11.500 м, дальность: 610 км. Вес пустого: 2.490 кг, вес взлетный: 2.930 кг. Вооружение: 2х12,7-мм + 2х7,69-мм пулемета.

Боевые качества:

Конструктивно МС.202 представлял собой усовершенствованный истребитель МС.200, на который установили новый, надежный фонарь кабины и более мощный, обтекаемый рядный двигатель. Дополнительные «лошади» нового мотора и улучшившаяся аэродинамика тут же выдвинули прежнего «тихохода» в число лучших истребителей середины войны. По своим летным качествам «Фольгоре» не уступал, а порой и превосходил современные ему истребители противника. Правда, «итальянцу» явно недоставало огневой мощи, из-за чего он не мог эффективно бороться с тяжелыми бомбардировщиками врага.

Боевое применение:

С ноября 1941 и до конца войны: Северная Африка, Средиземноморье, Италия (с конца 1942 г МС.202 – основной истребитель Италии). С сентября 1942 по январь 1943 небольшое количество «Фольгоре» воевало в СССР (без побед и без потерь).

Истребитель-перехватчик Re.2001 «Ariete»

-7

Конструкция, производство:

Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство: 1941 – 1943 гг.; произведено 252 самолета.

ТТХ:

Двигатель: Alfa Romeo RA 1000 RC 41-Ia Monsone (1.175 л.с.); максимальная скорость: 542 км/ч; потолок: 11.950 м; дальность: 1.040 км. Вес пустого: 2.495 кг, вес взлетный: 3.280 кг. Вооружение: 2х12,7-мм + 2х7,9-мм пулемета (в варианте ночного истребителя вместо 7,69-мм пулеметов – 2х20-мм пушки).

Боевые качества:

Истребитель был хорошо защищен (бронеспинка, бронеплита перед пилотом, протектированные баки). Однако тяжелая машина имела низкую маневренность, из-за чего «Ариете» проигрывали бои фронтовым истребителям противника. Поэтому вскоре все Re.2001 перевели в ПВО Италии – ведь борьба с бомбардировщиками не требовала высокой маневренности.

Боевое применение:

С мая 1942 Re.2001 сражались над Мальтой; в 1942-43 защищали Италию (состояли в ПВО страны).

Истребитель-бомбардировщик Re.2002 «Ariete II»

-8

Конструкция, производство:

Re.2002 представлял собой тот же Re.2001 «Ариете» (поэтому и получил наименование «Ариете II»); отличие заключалось в установке другого, звездообразного мотора - из-за нехватки рядных двигателей. Серийное производство: 1942 – 1943 гг.; произведено 260 самолетов.

ТТХ:

Двигатель: Piaggio PXIX RC45 Turbine В (1.180 л.с.); максимальная скорость: 550 км/ч; время набора высоты 2.000 м: 1 мин; потолок: 10.500 м; дальность: 1.100 км. Вес пустого: 2.390 кг, вес взлетный: 3.240 кг. Вооружение: 2х12,7-мм + 2х7,9-мм пулемета + 950 кг бомб.

Боевые качества:

Задуманный, как фронтовой истребитель, тяжелый Re.2002 в этом качестве оказался еще хуже, чем Re.2001. Зато он стал достаточно удачным истребителем-бомбардировщиком (недаром им заинтересовались даже немцы). Это и позволило Re.2002 удержаться во фронтовых частях до самого конца войны, несмотря на выход Италии из войны в 1943 г - «Ариете II» использовался как летчиками прогерманской «Итальянской социальной республики», так и немецкими пилотами некоторых частей Люфтваффе.

Боевое применение:

Применялся в боях в Италии с декабря 1942. После раскола страны до августа 1944 они воевали по обе стороны фронта: и у антифашистов, и у Муссолини.

Истребитель-перехватчик Macci M.C.205V «Veltro»

-9

Конструкция, производство:

Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство 1943 - 1944 г. Построено 302 самолета.

ТТХ:

Двигатель: Alfa-Romeo RA 1050RC 58 (1.475 л.с.); скорость: 640 км/ч, время набора высоты 5.000 м: 4,4 мин, потолок: 10.800 м, дальность: 1.040 км. Вес пустого: 2.580 кг, вес взлетный: 3.420 кг. Вооружение: 2х12,7-мм + 2х7,69-мм пулемета; с IV серии – 2х20-мм пушки + 2х12,7-мм пулемета.

Боевые качества:

Конструктивно МС.205 являлся развитием МС.202, с более мощным двигателем, значительно увеличившим скорость истребителя, и усиленным вооружением, позволившим самолету эффективно бороться с тяжелыми бомбардировщиками. Но поздняя разработка и раскол Италии не позволили выпустить достаточное количество «Борзых», чтобы этот истребитель существенно повлиял на ход войны в воздухе.

Боевое применение:

С апреля 1943 МС.205 в составе ПВО защищали Италию; после раскола страны до августа 1944 они воевали по обе стороны фронта: и у антифашистов, и у Муссолини.

Истребитель-перехватчик Fiat G.55 «Centauro»

-10

Конструкция, производство:

Цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Серийное производство 1943 - 1944 гг. Построено 305 самолетов (еще 37 были собраны наполовину).

ТТХ:

Двигатель: Alfa-Romeo RA 1050RC 58 (1.475 л.с.); скорость: 620 км/ч, время набора высоты 5.000 м: 6 мин., потолок: 12.750 м, дальность: 1.200 км. Вес пустого: 2.630 кг, вес взлетный: 3.520 кг. Вооружение: 3х20-мм пушки + 2х12,7-мм пулемета.

Боевые качества:

В отличие от других итальянских истребителей пятого поколения «Кентавр» не являлся модернизацией старой модели, а разрабатывался «с нуля». В результате получился отличный истребитель-перехватчик (некоторые специалисты считают G.55 лучшим итальянским истребителем 2-й мировой войны). Однако его малочисленность и запоздалое появление привели к тому, что этот самолет не сыграл никакой существенной роли в воздушной войне.

Боевое применение:

С июня 1943 G.55 в составе ПВО защищали Италию (но до раскола страны был построен всего 31 самолет). После раскола Италии до августа 1944 они воевали по обе стороны фронта: и у антифашистов, и у Муссолини.

2МВ. Ударные самолеты ВВС Италии

2МВ: пятерка лучших итальянских асов

2МВ: танки Италии

2МВ: самоходные артиллерийские установки Италии

2МВ. Тяжелые броненосные корабли итальянского флота

2МВ. Легкие крейсеры итальянского флота

2МВ. Итальянские эсминцы и миноносцы

Итальянский подводный флот во 2-й мировой войне

Списки опубликованных на канале статей по темам, относящимся к истории авиации:

«Авиация Первой мировой войны»

«Авиация войн 30-х гг. 20-го века»

«Авиация Второй мировой войны»

«В помощь моделистам – определители модификаций самолетов»

Разное - авиационная «солянка»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории