Традиционно последний месяц года богат на события в области строительства и эксплуатации Московского метрополитена. Не стал исключением и декабрь 2022-го. Собрали основные события в нашем дайджесте:
Топ новостей за прошедший месяц
1. Спустя 40 лет открылась эскалаторная галерея на Воробьёвых горах
Открыта для пассажиров эскалаторная галерея, связывающая южный вестибюль станции «Воробьёвы Горы» Сокольнической линии и улицу Косыгина.
Эскалаторная галерея на Воробьёвых горах, возведенная по проекту архитекторов Нины Алёшиной и Александра Стрелкова, была открыта 23 июля 1959 году – через полгода после начала работы одноименной станции Кировско-Фрунзенской (ныне – Сокольнической) линии метро. С помощью эскалаторов можно было за несколько минут добраться от метро до улицы Косыгина.
В 60-е-80-е годы прошлого века галерея на Воробьёвых горах пользовалась популярностью у студентов МГУ им. Ломоносова, учащихся Дворца пионеров, посетителей Смотровой площадки, любителей зимних видов спорта и многочисленных туристов. Однако с течением времени ошибки, допущенные при проектировании станции метро «Ленинские горы», привели к нарушению гидроизоляции, разрушению конструкций и снижению несущей способности Лужнецкого метромоста. Под эскалаторной галереей произошло смещение грунтов, из-за чего в конструкциях появились трещины. Поэтому в 1983 году было принято решение о закрытии эскалаторов для пассажиров.
После окончания реконструкции станции «Воробьёвы горы» в 2000-ые годы несколько раз предпринимались попытки восстановить эскалаторную галерею, однако все из них потерпели неудачу.
В 2018 году всё же было принято решение о восстановлении галереи. Конструкции старой эскалаторной галереи были разобраны, был проведен комплекс мер по укреплению грунтов, противооползневые работы, а затем объект был построен заново.
Проезд здесь, как и в советские времена, будет бесплатным. Продолжительность поездки на эскалаторной галерее составит примерно полторы минуты. В рабочие дни пассажиропоток галереи может составить порядка 15 тыс. человек, а в выходные, праздники и дни спортивных турниров – до 20 тыс. человек.
Подробно о выполненных в ходе восстановления галереи работах и об истории "чудо-лестницы" мы рассказали в этом материале.
2. Технический пуск "Каховского" участка БКЛ
14 декабря 2022 г. состоялся технический пуск южного участка Большой кольцевой линии Московского метрополитена от станции «Каховская» до станции «Каширская».
Это 2 реконструируемые станции бывшей Каховской линии - «Варшавская» и «Каширская», которые интегрируются в состав БКЛ.
Наш подробный обзор преображения станций участка можно посмотреть здесь.
Визуально оценим готовность стаций по состоянию на начало декабря 2022:
Открытие станций для пассажиров в составе большого восточного сектора БКЛ от «Каховской» до «Савёловской» планируется в марте 2023 года.
3. Технический пуск Восточного участка БКЛ
30 декабря 2022 г. состоялся технический пуск Восточного участка Большой кольцевой линии Московского метрополитена от станции «Каширская» до станции «Нижегородская».
В этот участок входят станции «Кленовый Бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики».
Так выглядят станции по состоянию на конец года:
Работы на этих станциях будут продолжаться и в начале наступающего года, а открытие станций для пассажиров в составе большого восточного сектора БКЛ от «Каховской» до «Савёловской» запланировано на март 2023 года.
4. Введён в эксплуатацию последний объект в тупиках за станцией «Мнёвники» БКЛ
В эксплуатацию принят 6 станционный путь в тупиках за «Мнёвниками».
Пробный поезд (путеизмеритель) прошел по новому тупику 9 декабря.
Таким образом, открыт последний объект в оборотных тупиках с ПТО за этой станцией.
5. Завершена проходка первого перегона на Рублёво-Архангельской линии
Оба тоннеля от «Народного Ополчения» до «Звенигородской» пройдены.
5 декабря официально завершилась проходка правого перегонного тоннеля от «Народного Ополчения» (проектн. «Карамышевская», ранее «Проспект Маршала Жукова») до «Звенигородской» (проектн. «Пресня») Рублëво-Архангельской линии. Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) "Виктория" (Robbins EPB-2016-377) преодолел 1745 метров за 12 месяцев.
«Два месяца назад был пройден первый тоннель Рублёво-Архангельской линии, а сегодня завершена проходка соседнего тоннеля перегона между станциями «Народное Ополчение» и «Звенигородская» протяженностью более 1,7 тыс. метров», – сказал Андрей Бочкарёв. По словам заммэра, трасса тоннеля пролегла от пересечения улицы Демьяна Бедного с проспектом Маршала Жукова до 1-го Силикатного проезда под плотной городской застройкой и инфраструктурными объектами района Хорошёво-Мнёвники.
Теперь эти же щиты вновь перевезены на станцию «Народное Ополчение» для проходки тоннелей в обратную сторону - до «Бульвара Карбышева».
6. Проходка тоннелей на "Академическом" участке Троицкой линии выполнена наполовину.
По состоянию на конец года пройдено 4 из 8 тоннелей на участке от станции «Новаторская» до станции «ЗиЛ» Троицкой линии метро.
Ранее были пройдены оба перегонных тоннеля от «Вавиловской» до «Новаторской». Месяц назад завершилась проходка левого тоннеля от станции «Вавиловская» до станции «Академическая», а 26 декабря - финишировала проходка правого.
7. Представлена схема развития метро и МЦД до 2030 года
8. Опубликован внутренний график ввода новых станций и объектов Московского метрополитена на ближайшие годы
Примерный график, подготовленный службой электроснабжения Московского метрополитена для определения этапности принятия в эксплуатацию новых объектов. Сроки могут сдвинуться вправо (реже - влево).
9. Мы показали, как будут выглядеть станции Рублево-Архангельской линии
«Звенигородская» (проект. «Пресня»)
«Народное Ополчение» (проектн. «Карамышевская») - первоначальный проект немного доработан. На момент публикации также изменена цветовая схема входных павильонов - панели отделки на них будут не красными, а в черно-белой цветовой гамме.
«Бульвар Карбышева»
Если дальнейшей оптимизации проектов не последуют, первый участок новой линии обещает быть очень симпатичным.
10. Что уже сделано на закрытом участке Замоскворецкой линии от станции «Автозаводская» до станции «Орехово»
На перегоне «Царицыно» - «Кантемировская» продолжаются ремонтно-восстановительные работы. Активно ведётся возведение стены в грунте для последующего раскрытия котлована, бурятся скважины под водопонижение. С площадки систематически вывозится извлекаемый грунт.
На площадку прибывают расстрелы (трубы-распорки крепления котлована) и хлористый кальций, с помощью выполняется цементация грунтов.
Полный перечень работ, которые будут выполняться на этом аварийном участке перегона:
1. Подготовительные работы (этап выполнен);
2. Устройство пионерной траншеи (в работе);
3. Устройство отсечных перегородок в тоннелях, рам усиления, демонтажа инженерного оборудования (выполнено);
4. Устройство «стены в грунте» из БСС в зоне прохождения коммуникаций; устройство «стены в грунте» (захватка - 6 м) (в работе);
5. Устройство свайного фундамента из БНС 800 мм в междупутье;
6. Устройство ГЦС в зоне коммуникаций и торце котлована (в работе);
7. Сооружение обвязочной балки;
8 Устройство строительного водопонижения (в работе);
9. Работа насосов водопонижения;
10. Земляные работы: разработка грунта, крепление котлована, подвеска коммуникаций;
11. Разбор тоннелей - демонтаж существующей чугунной обделки (к этапу планируется приступить в январе 2023);
12. Устройство монолитных ж/б лотков тоннеля;
13. Монтаж новых конструкций из чугунных блоков;
14. Заполнение котлована бетоном до свода тоннелей;
15. Обратная засыпка котлована;
16. Ремонт участка сборной обделки с устройством металлоизоляции и нагнетанием бетона;
17. Устройство верхнего строения пути в тоннелях;
18. Монтаж оборудования в тоннелях;
19. Пуско-наладочные работы.
Согласно проектной документации, на выполнение всех 19 этапов отводится 6-8 месяцев.
На станции «Коломенская» продолжается демонтаж старой отделки.
Сбивается отделка и в подуличных переходах станции «Кантемировская». Здесь ремонтные работы завершить в мае.
Краткий обзор работ от Департамента Транспорта Москвы:
11. Завершаются облицовочные работы в коридорах пересадки на «Сокольниках»
Так выглядит пересадка с Большой Кольцевой линии на Сокольническую изнутри:
А теперь осмотрим все изменения за месяц на нашей схеме:
1) Общий вид на центральную часть схемы
2) Центральный сектор
- Завершена реконструкция путевых стен на станции Волгоградский Проспект».
3) Юго-Восточный сектор
- Завершены отделка «Печатников» и вестибюлей «Варшавской». Продолжаются работы во втором зале «Каширской».
- Завершена укладка ВСП на перегоне «Кленовый Бульвар» - «Нагатинский Затон».
- Началась облицовка отстойно-ремонтного корпуса электродепо «Братеево-2» (проектн. «Южное») Замоскворецкой линии.
4) Юго-Западный сектор
Троицкая линия:
- Завершена проходка второго тоннеля от «Вавиловской» до «Академической».
- Началась укладка камня на платформе станции «Новаторская».
- В тоннелях перегона «Генерала Тюленева» - «Тютчевская» готово верхнее строение пути.
5) Новомосковский сектор
- На станцию «Бачуринская» прибыло оборудование в тягово-понизительную подстанцию.
- Завершаются монолитные работы по порталам служебных соединительных ветвей в электродепо «Столбово» Сокольнической лини
6) Западный сектор:
- МЦД-4: Открыта новая станция «Переделкино».
- Начались отделочные работы на станции «Пыхтино» Солнцевской линии.
Целых 10 световых конструкций-турбин самолетов появится на платформе станции. Уже началась подготовка первой из них. Сначала на каркасе будет размещено световое оборудование, а затем всю конструкцию облицуют металлическими панелями, которые придадут ей вид турбины самолета. Пассажиры начнут погружаться в историю российской авиации уже при спуске на платформу. Над эскалатором расположится «световой колодец» – раструб из алюминиевых панелей, внутри которого будет висеть модель самолета Ту-144. А на одной из стен платформенного участка появятся графические изображения с историей отечественного самолетостроения.
7) Северо-Западный сектор
Рублëво-Архангельская линия:
- Завершена проходка второго тоннеля от «Народного Ополчения» до «Звенигородской». Первые детали ТПМК "Виктория" уже доставлены обратно на «Народное Ополчение», для проходки одного из тоннелей до «Бульвара Карбышева».
8) Северный сектор
- На строящейся станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии метро на 50% выполнено устройство свода платформенной части из монолитного железобетона с применением передвижной металлической опалубки.
В среднем укладывается в одну заходку 270 кубометров. Производственный цикл осуществляется раз в десять дней, и связано это с технологическим процессом: схватывание бетона, передвижка опалубке, армирование и бетонирование новой заходки. Всего свод станции «Физтех» состоит из 18 заходок, из которых выполнено девять и еще столько же предстоит забетонировать до конца марта 2023 года.
- Над станционным комплексом «Яхромская» основной ход Дмитровского шоссе по направлению «в область» вернули на свое прежнее место, освободив площадку для сооружения пешеходного перехода и лестничных сходов будущей станции.
Перекрытие движения было необходимо для строительства центрального части южного вестибюля, где уже завершены все монолитные работы, произведена гидроизоляция и обратная засыпка. Позднее, по мере готовности, планируется переключение движения в зоне северного вестибюля.
Прочие события
На линии Московского метрополитена вышли новогодние составы:
В этом году всё полноценно, составы обклеены полностью (не только "маски" головных вагонов, как год назад).
По одному праздничному составу 81-760/761 "Ока" на:
• Калужско-Рижской
• Калининской
• Солнцевской
• Серпуховско-Тимирязевской линиях;
По одному праздничному составу 81-740/741 "Русич" на:
• Сокольнической (740.1/741.1)
• Арбатско-Покровской (740.4/741.4) линиях;
Новогодние составы 81-775/776/777 "Москва 2020" ходят на:
• Кольцевой (два поезда)
• Большой Кольцевой (три поезда)
А также подготовили особый новый "серебристый" состав, украшенный пленкой со стразами, на Кольцевой линии.
И, конечно же, главный праздничный состав Московского метрополитена - "Новогодний Ёжик" - вновь вышел на Таганско-Краснопресненскую линию. В этом году он вновь сменил оформление:
Таким был декабрь 2022 в истории столичного метростроения.
С Новым 2023 Годом!
Благодарим за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).