Найти в Дзене
Такое поведение

Как проверить у ребёнка домашку и не разругаться с ним. Отношение к ошибкам в АВА

Оглавление

Моя подруга на днях поделилась со мной проблемой относительно проверки домашних работ со своей дочкой.

Ошибок много, а значит, много и замечаний. Много замечаний не способствуют позитивному настрою. И в целом накладывают негативный отпечаток на то, как ребёнок воспринимает своего родителя.

Подруга это понимает и уже продумала выход из ситуации с подключением к платформе дистанционного обучения. Пусть об ошибках не мама ей будет говорить, а платформа.

И я с ней согласна.

Но в этой статье не о платформах, хоть в конце пару слов и о них напишу, а о том, какие методы проверок используют поведенческие специалисты.

И это очень не похоже на то, к чему мы привыкли с детства.

Метод зелёного карандаша

На самом деле этот метод, ещё его называют "Метод зелёной ручки", знаком многим педагогам. Ну, может, и не многим. Но в публикациях некоторых педагогов я его уже встречала.

Смысл метода в том, что при проверке работы акцент делается не на ошибки, как обычно.

Источник: mama-pomogi.ru
Источник: mama-pomogi.ru

А на то, что получилось лучше всего. Или на целевые показатели.

Источник: www.b17.ru/blog/88566/
Источник: www.b17.ru/blog/88566/

То есть можно проверять выполненную работу, например, так:

Вот здесь у тебя ошибка. Тут ты куда смотрела? Опять пропустила. Потому что невнимательная и отвлекаешься постоянно.

Или можно проверить, например, так:

Вот это задание у тебя хорошо получилось. Тут очень аккуратно написано, молодец! Вот это место перепроверь. Попробуй ещё раз. Ты справишься.

Чувствуете разницу?

Отношение к ошибкам в АВА (Прикладной анализ поведения)

Когда ребёнок реагирует неправильно, подкрепление не предоставляется — само собой. Но!

Специалист реагирует на то, что реакция была неправильной, но при этом не наказывает те усилия, которые ребёнок прикладывал, когда давал неправильный ответ.

Даже, когда ребёнок ошибается, он всё равно прикладывает усилия для выполнения работы.

Не надо, пожалуйста, его за эти усилия наказывать. Потому что в противном случае у него появится желание не делать НИЧЕГО.

Дело даже не в том, что человек ещё маленький. Я тут как-то свои ощущения вспоминала от уроков по вождению с инструктором. Абсолютно то же самое.

Примеры

Давайте приведу очень простенькие детские примеры для наглядности. Как надо и как не надо.

Плохой пример ❌

  • Взрослый даёт ребёнку инструкцию. — Принеси мне тарелку.
  • Ребёнок приносит чашку.
  • Взрослый реагирует. — Что ты принёс?! Это разве тарелка? Нет! Это не тарелка. Тарелка вот такая. Принеси мне тарелку.
  • Ребёнок тарелку приносит, но настроение испорчено 😕

Или не приносит, а уходит от сотрудничества с вами любыми доступными способами. Поверьте, например, у аутичных детей таких способов масса.

Хороший пример ✅

  • Взрослый даёт ребёнку инструкцию. — Принеси мне тарелку.
  • Ребёнок приносит чашку.
  • Взрослый повторяет инструкцию. — Принеси мне тарелку. — И тут же даёт подсказку, например, указывая на тарелку рукой.
  • Ребёнок приносит тарелку (реакция с подсказкой).
  • Взрослый даёт инструкцию повторно. — Принеси мне другую тарелку. — Уже без подсказки.
  • Ребёнок приносит тарелку.
  • Взрослый поощряет правильную реакцию.

Все улыбаются 😊

Ещё хороший пример

А ещё хорошо в зависимости от правильности выполненного задания, по-разному реагировать на результат:

💯_____________ Супер!

✅_________ Правильно.

✔______ Неплохо.

🛑__ Повнимательнее.

Слова могут меняться, но отношение всегда уважительное — это важно!

Чуть подробнее о дифференцированном подкреплении в статье:

Обучающие платформы

Кстати, на многих платформах дистанционного обучения уже используются подходы из хороших примеров. И это радует.

Прекрасно, что поведенческие методы внедряются в нашу жизнь, пусть и потихоньку, но повсеместно. Так что давайте и мы не будем отставать.

Другие шпаргалки вы найдёте в отдельной рубрике:

Шпаргалки/помогалки для всех

Надеюсь, было полезно.