Найти тему
Gorbunoff - все о машинах

ЗиЛ-134 - тягач на АКПП, который не пошел на конвейер

В умах современных граждан Советский Союз ассоциируется с чем-то огромным и монументальным, даже не смотря на расхождения во мнении о правильности его государственного строя. Размах прослеживался во всем от потрясающего кинематографа до амбиций в развитии технологий. Размер и экономичность редко становились причиной отказа от того или иного проекта, если он выделялся своими возможностями и потенциалом.

Сложно отрицать, что тяжёлая многоосная советская техника обладала неповторимой харизмой и даже сейчас привлекает к себе много внимания. Так можно сказать и про детище московского завода имени Сталина, зародившееся в умах его инженеров еще в конце 50-х годов. Однако, производство и доводка проекта производилась уже на ЗиЛе, на котором машина и получила маркировку ЗиЛ-134. Его легко спутать со 135, но это действительно другая и малоизвестная машина, впрочем, являющаяся достаточно близкой по концепции.

-2

Как и всегда основным заказчиком были военные, которые в те годы еще не располагали большим количеством тяговитых тяжёлых грузовиков, обладающих хорошей проходимостью. Для улучшения развесовки и баланса ЗиЛ-134 было выбрано решение в пользу четырёхосной компоновки, где все оси были равномерно распределены по всей длине шасси. Так как военные требовали от новой техники положительной плавучести, кузов был спроектирован герметичным.

-3

Под кабиной ЗиЛ-134 разместился опытный бензиновый 12 цилиндровый ЗиЛ-Э134 с отдачей в 240 лошадиных сил, представляющий из себя 2 экспериментальных шестицилиндровых ЗиЛ-Э130, объединённых в одно целое. Стоит ли говорить, что такие непростые эксперименты ни к чему хорошему не привели, а конструкция оказалась слишком ненадёжной. С двигателем стыковалась 3-ступенчатая автоматическая коробка передач планетарного типа, значительно облегчающая управление грузовиком. Не обошлось и без классических для подобной техники портальных редукторов, установленных на мощную рычажно-торсионную подвеску.

-4

На этапе испытаний выяснилось, что десятитонный ЗиЛ-134 при условии пустого кузова способен преодолевать препятствия на слабонесущих грунтах, таких как снежная целина, высотой до одного метра, а вот перевозить или буксировать что-либо он уже не мог. Проблему решили при помощи противовесов, размещённых по периметру тягача, но даже это не помогло ему попасть на конвейер. Всему виной стало большое количество недоработок в силовой установке, оказавшейся слишком ненадёжной и сложной в ремонте.