Пишу вам из широчайших, равнинных войсковых степей Сальского округа, среди которых, там и сям, приютились небольшие крестьянские поселения, бедные, безымянные, неведомые географам и всему культурному миру.
Таких поселений здесь десятки. Населили их обыкновенные, заурядные переселенцы из Тульской, Рязанской и других центральных губерний, такие же заскорузлые, бородатые Сидоры и Федоты, каких мы ежегодно встречаем на всех пыльных и грязных просёлках.
Любопытна история этих поселений.
В 1881 году землемеры обмежевали новые калмыцкие земельные юрты и, как только ″обрезали″ от них излишнюю войсковую землю до 200 тысяч десятин, которая раньше находилась под калмыцкими кочевьями, так тотчас же, словно по телеграфу, разнеслась в крестьянской среде далёких губерний весть о привольной Царской земле на Дону, на которой можно селиться, где и как кто ″похочет″.
Уже на следующий год сюда явились целые транспорты переселенцев и, не испрашивая чьего бы то ни было разрешения, стали селиться на войсковой земле – разбросано, десятками дворов при всех тех урочищах и копанях, в которых находилась мало-мальски сносная питьевая вода, вообще, редкая в Сальских степях. Только через год после этого узнало начальство о возникновении самовольных поселений и командировало сюда чиновников, которые осматривали их, затем, конечно, писали акты, протоколы, заключения и – поселения остались на своих местах.
В 1884 году вновь приехали землемеры. Поделили всю войсковую землю на участки, а сильные, денежные люди, всё больше соседи – коннозаводчики, взяли эти участки у войска в долгосрочный откуп, да вместе с ними взяли ″в тягло″ и поселившихся на них Сидоров и Федотов со всем их скарбом и ″животишками″. Таким образом, не нашёл пришлый люд желанной воли на вольной донской земле и, покорный горю-злосчастию, перекрестясь, начал ворочать обетованную землю в пользу богатого человека, своего нового хозяина.
В истории этой весь корень зла кроется в том, что войсковые участки верхнего и нижнего запасов, на которых осели поселенцы, имеют громадные площади в 3-4 тысячи десятин земли и притом располагаются смежно или невдалеке от известных зимовниковых участков, владеемых денежными тузами – коннозаводчиками, с которыми разрозненные, тщедушные поселенцы отнюдь не могут, да и не смеют вести конкуренцию во время торгов, когда эти участки отдаются в аренду. И это зло небезызвестно областному правлению, которое само говорит: ″Многие откупщики войсковых земель не суть действительные, фактические арендаторы, а только посредники между войском – собственником земли – и действительными арендаторами – мелкими землевладельцами; есть лица, специально занимающиеся этим посредничеством и получающие от него большой доход. Откупая войсковые участки, эти лица передают их от себя мелким арендаторам или всей площадью, или по частям, причём за деньги или под скопщину. Промысел посредничества существует, как потому, что есть войсковые участки с большой площадью (свыше 2-3 тысяч десятин), которые не под силу снять среднему или мелкому арендатору, так и потому, что мелкий арендатор не всегда имеет возможность внести залог и уплатить арендную плату по полугодиям вперёд; областное правление не может получать аренду мелкими частями, в неопределённые сроки, как то делает посредник″.
Затем, касаясь свойства участков, влияющих на высоту арендной платы, областное правление находит, что ″некоторые войсковые участки имеют тот недостаток, что они слишком велики по площади и не под силу даже средним землевладельцам, не говоря уже о мелких. Между тем, мелкий земледелец и есть главный арендатор войсковой земли, и к нему следует приспосабливаться, облегчая ему способы сношения с областным правлением и избавляя его от вредного посредничества. В этих видах необходимо постепенное разделение крупных участков на более мелкие. Уничтожение посредничества будет выгодно как фактическим арендаторам земли, так и областному правлению″.
Здесь получена публикация о предстоящих в первых числах января торгах на многие войсковые участки Сальского округа, в числе которых имеются и некоторые участки среднего и нижнего запасов с расположенными на них поселениями. Не радостно встретили, однако, это публикацию поселенцы, чающие когда-нибудь, в счастливый день, сделаться самостоятельными откупщиками, потому что участки будут отданы в новый откуп на 6 лет в тех же колоссальных размерах, в каких отдавались они и раньше; желаемое же и ожидаемое разделение их на такие части, которые были бы по карману беднякам поселенцам, остаётся почему-то только в проекте.
Газета «Донская речь» № 3279 от 12 декабря 1898 года.
Навигатор ← Сальский округ