На передовом рубеже обороны оккупированной немцами Норвегии находилась одна из важнейших баз кригсмарине на побережье Баренцева моря - в порту Лиинахамари. Оттуда немцы выходили атаковать корабли нашего Северного флота и конвои союзников, идущие через Арктику.
База была укреплена железобетонными дотами. Артиллерийские батареи расставлены так, что отлично простреливался залив, ведущий к берегу. Немцы считали его неприступным «коридором смерти», в который не решится сунуться ни один из советских катеров. Тем более, что большинство из них простреливались даже из пулемёта.
Головным в строю пошёл катер капитан-лейтенанта Шабалина.
Александр Осипович был катерником высочайшего мастерства. Потомственный северянин из Архангельской губернии, он с детства был связан с морем и уже в 1939 году ходил командиром торпедного катера.
Перед войной Советский Союз сделал ставку на этот очень уязвимый, но быстроходный флот. Шабалину, управлявшему «на гражданке» рыбачьим баркасом в Белом море, катер подчинялся беспрекословно. В первый бой ТКА-12 (типа Д-3) с деревянным корпусом вышел ещё в сентябре 1941 года и успешно потопил немецкий транспорт.
С этого времени катерники во главе с Шабалиным прочно обосновались в заливе Пумманки. Они топили немецкие транспорты по данным разведки или просто выходили на «свободную охоту». Уязвимые, но очень быстрые, катера стали причинять немцам серьёзные неприятности. Лично Шабалин меньше, чем через 2 месяца после первого успеха уже отправил на дно новый транспорт, который вёз 2 тысячи егерей. За это был награждён орденом Ленина.
Ко времени начала десантной операции 1944 года у Шабалина на личном счету было 7 потопленных кораблей, 4 боевых ордена и звание Героя Советского Союза.
Александр Осипович пользовался непререкаемым авторитетом. Он никогда не проводил атаки по единой схеме и старался ознакомиться с будущим местом действия по карте. Так происходило и в этот раз. В ночь с 12 на 13 октября катер Шабалина устремился вперёд, прокладывая путь всему отряду. Противник обнаружил их, когда до входа в залив оставалось 20-30 кабельтовых.
Немедленно была приведена в действие вся немецкая оборона. Вспыхнули прожектора, пошли в ход осветительные снаряды, всё более интенсивным становился огонь береговых и противоракетных батарей. А катерники упорно шли вперёд по «коридору смерти». Когда уже стало казаться, что не осталось ни единого не пристрелянного врагом метра, Шабалина вдруг осенило.
Он крутанул штурвал вправо и повёл катер под высоким берегом. Маневр повторили все остальные. С правого берега немецкие артиллеристы полностью потеряли наших из виду. Огонь с левого берега шёл, но это уже была совсем не та интенсивность. Стволы пушек не могли опускаться столь низко, чтобы доставать советские катера, идущие по самой кромке «коридора смерти».
Пройдя по заливу без потерь, катера прибавили ходу на приближении к причалам. Несколько секунд и первые десантники попрыгали с палубы и залегли с пулемётами на берегу. А наше подкрепление всё подходило по пути, открытому Шабалиным.
Сам Александр Осипович и дальше принимал активное участие в операции. Он оставался на обстреливаемом рейде, направляя прибывающие катера к местам высадки.
В помощь начала работать советская авиация. Вскоре Лиинахамари полностью очистили от немцев. И в наши дни этот населённый пункт входит в состав Мурманской области России. За успех десанта на немецкую базу Шабалину вручили вторую Золотую Звезду Героя.
Невзирая на крайнюю опасность военной службы катерника, Александр Осипович Шабалин прошёл всю войну. В мирное время пошёл учиться по военной стезе, дослужился до звания контр-адмирала. Ушёл из жизни в 1982 году.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.