Найти тему
Даниловский краевед

Шаготь. Козьмодемьянская гарь или По ком звонил колокол?

Оглавление

Немного отвлечемся от названий деревень. В заголовке фигурирует слово Гарь, но это не про топонимику, а про настоящий, испепеляющий огонь. Речь пойдёт об историческом событии, которое невозможно оставить без внимания в рассказе о селе Шаготь Ярославской области.

Ссылка на предыдущую часть:

Козьмодемьянский приход

Село Шаготь раньше называлось Андреевским или точнее Староандреевским. У села было и ещё одно неофициальное название - Козьмодемьянское. Так назывался издревле церковный приход села по наименованию главного алтаря местной церкви - святых Чудотворцев и бессребреников Козьмы и Дамиана.

старообрядческая икона св.Козьмы и Дамиана
старообрядческая икона св.Козьмы и Дамиана

На рубеже 18 и 19 веков, после образования Ярославской губернии в сёлах повсеместно стали строить храмы из кирпича. Инициатива не обошла и село Андреевское. Новая церковь Рождества Богородицы с приделами во имя Святого Николая и Святых Косьмы и Дамиана вместе с высокой каменной колокольней была построена в 1790 году. При этом почти в то же время рядом была заново отстроена и вторая, деревянная церковь во имя тех же Святых Косьмы и Дамиана. Построена она была на старом фундаменте из диких валунов-дикарей, на месте древней приходской церквушки. Тот факт, что в селе было два алтаря в честь одних и тех же святых, скрывает следы катастрофы, поразившей Русскую православную церковь в 17 веке - Раскол.

Надпись на колоколе

Деревянная Козьмодемьянская церковь в Шаготи не сохранилась, она была разобрана ещё до войны, в 30-е годы. Общий вид церковного посёлка начала 20 века можно представить на примере вологодского села Ухтома, где ещё можно наблюдать остатки аналогичного храмового ансамбля.

село Ухтома Вологодской губернии
село Ухтома Вологодской губернии

Закрыта была в Шаготи и церковь Рождества Богородицы. С высокой сельской колокольни сняли тогда старинный колокол, на котором старославянской вязью были выделаны следующие слова:

«Лета 7191 марта в 9 день приложили сей колокол к церкви св.Косьмы и Дамиана, вотчины Ивана Ивановича меньшого Голицына, села Андреевского крестьяне всем миром по своих родителех. А весу в нем 15 пудов 6 гривенок».

иллюстрация - колокол с надписью
иллюстрация - колокол с надписью

Что означала эта надпись? По ком же звонил тот колокол?

Пустозерские страдальцы

Раскол оставил глубокий след не только в истории России, но и в провинциальной истории села Даниловского и всего Северного Заволжья.

Отверженные Московским собором 1667 года раскольники обособились в единое общество и в этом обществе приобрели взгляд на церковную власть и на саму церковь как на неприязненные силы. Штурм Соловецкого монастыря и строгие распоряжения царицы Софьи Алексеевны возбудили в среде раскольников сильнейший фанатизм, который привел к бегству в лесные скиты, пу́стыни и даже к самосжигательству, которому так страстно учил к примеру даниловский монах Капитон.

Учения Капитона в монастыре Троицы-Колясники и проповеди попа Лазаря в соседнем Романове имели для пошехонского края и всего ярославско-костромского Поволжья самые печальные последствия. До каких размеров дошел в населении фанатизм и враждебное отношение к церкви и государству, можно заключить из того, что нигде не распространялись так самоистребление и массовые самосжигательства, как в уездах Пошехонья, Романова и Костромы. Монах Евфросин, раскольничий писатель того времени, оставивший нам описания самоубийственных смертей, свидетельствует, что один из пошехонских поджигателей благословил и понудил сгореть многих:

«Неции поведают четыре тысящи, иные же, яко тысящ пять бе».

казнь протопопа Аввакума и попа Лазаря Романовского. Пустозерск. 1681 г.
казнь протопопа Аввакума и попа Лазаря Романовского. Пустозерск. 1681 г.

Казнь главных расколоучителей, протопопа Аввакума и романовского попа Лазаря ещё более разожгла в населении религиозное безумие. Экзекуция произошла в 1681 году в сибирском заполярье, в городе Пустозерске посредством сожжения в срубе. Когда ужасное известие достигло центральной Руси, желание «огненной смерти» настолько сильно охватило население, что по свидетельству того же Евфросина «было, весь Романов согласился в воду и в огонь без запности готов».

Памятный знак на месте казни Пустозерских Страдальцев
Памятный знак на месте казни Пустозерских Страдальцев

Раскола искоренитель

Историкам давно известно о такой трагедии в ярославской истории, как Козьмодемьянская Гарь. Но связать его с селом Шаготью напрямую не удавалось. В Романово-Борисоглебском и Пошехонском уездах было несколько сёл с названием Козьмодемьянское. В каком из них конкретно произошла трагедия было неясно.

Единственный документ, где подробно рассказывается о той страшной трагедии, причём по горячим следам - «Розыск о раскольнической брынской вере» митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия. В Русской православной церкви его почитают как Святителя Димитрия и величают «Православия ревнителем и раскола искоренителем».

Митрополит Димитрий Ростовский
Митрополит Димитрий Ростовский

Митрополит Димитрий написал свой труд в 1709 году. Он постарался доступным для простого народа языком объяснить пагубность убеждений старообрядцев. Полное название сочинения - «Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не Богоугодна». Сочинение написано в полемическом стиле, автор ставит простые вопросы (Есть ли старая вера - правая вера?) и сам же даёт развернутые ответы, сопровождая их яркими примерами и образами. Например, интересно такое утверждение пастыря:

«Раскольническая вера не в едином Боге, но во многих веществах зримых и осязательных». Этими словами пастырь пытался донести, что раскольники больше поклоняются предметам, чем Богу.

Святитель Димитрий был приглашен на Ростовскую кафедру по приглашению самого Петра I-го в 1702 году. Царь поставил перед иерархом задачу искоренить Раскол в Ярославских землях и в Пошехонье. Димитрий рьяно взялся за дело, он опрашивал свидетелей, путешествовал по региону, учинил настоящее расследование, в итоге которого написал вышеуказанный «Розыск». Как показала история, усилия митрополита были тщетны, Раскол не разрешился. Все попытки упрекнуть старообрядцев в «лицемерном житии» были неудачны. Староверы легко опровергали их своим упорством и благонравными подвигами.

Сам Святитель не застал раскольную смуту. Основные противостояния раскольников с властями произошли раньше, во время правления царя Алексея Михайловича и его детей, Фёдора Алексеевича и царевны Софьи. Страсти к его приезду уже улеглись. Ему пришлось лишь ограничиться опросом свидетелей и неустанными проповедями.

посох Святителя Димитрия. Фото Прокудина-Горского. 1911 г.
посох Святителя Димитрия. Фото Прокудина-Горского. 1911 г.

Святитель Димитрий в своём сочинении упоминает прежде всего знаменитого даниловского монаха Капитона из Троицы-Колясникова. И говорит, о нём как о родоначальнике движения самосжигательства. Некоторые нелицеприятные факты из его деятельности он пытается использовать в качестве аргументов, обличающих убеждения старообрядцев.

Далее в тексте автор приводит ужасающие описания самосжиганий раскольников и приводит показания основного свидетеля тех событий - отца Игнатия, священника села Пятницкого (ныне это село Погост-Пятница Пошехонского района). По воспоминаниям этого старца 26 лет назад (встреча произошла в 1709 году) только в его Пятницком приходе сожглось 1920 человек обоего пола и всякого возраста. А кроме этого и в окрестных селениях «бесчисленное множество народа пожгошася, прельщены и волшебством очарованы от раскольнических учителей».

По его словам, сам его высочество князь Иван Иванович Голицын тогда приезжал из Москвы в Белосельскую волость в своё село Козьмодемьянское и лично уговаривал крестьян прекратить себя сжигать. Нашелся и якобы виновник. По мнению отца Игнатия это был крестьянин деревни Холм (эта деревня находится рядом с селом Погост-Пятница) Иван Десятина, который с помощью колдовства подговаривал прихожан самовольно отправляться в огонь. Он лепил какие-то шарики из хлеба, давал их крестьянам, отчего те тут же приходили в неистовство, сходили с ума и бросались в огонь.

Отметим здесь одну погрешность у автора. Село Козьмодемьянское, упоминаемое в труде митрополита, по всей видимости является селом Андреевским (Шаготь). Автор перепутал название прихода с названием села. Данные земельных реестров подтверждают, что князь И.И.Голицын Меньшой владел именно селом Андреевским (Шаготью).

По ком звонил колокол?

В сочинении митрополита явно не указано, что в селе Козьмодемьянском произошло самосожжение раскольников. Основным свидетельством трагедии является надпись на колоколе. Разберём подробнее эту ключевую надпись.

Лета 7191 марта в 9 день

Дата указана по старому допетровскому летоисчислению от сотворения мира. Она соответствует 1683 году от Рождества Христова. Дата в точности совпадает с показаниями отца Игнатия Пятницкого - 26 лет до 1709 года даёт тот же 1683 год.

села Андреевского крестьяне всем миром по своих родителех

Вряд ли родители тех крестьян жили в другом селе. Речь идёт именно о старожилах села Андреевского (Шаготи), достаточно пожилых людях, у которых были уже взрослые дети. Ведь те смогли собрать средства на новый колокол. Крестьяне всем миром - ключевая фраза, означающая что одновременно ушли из жизни многие люди преклонного возраста.

приложили сей колокол к церкви св.Косьмы и Дамиана, вотчины Ивана Ивановича меньшого Голицына, села Андреевского

Здесь мы получаем точную идентификацию места. Про князя Голицына также упоминал и отец Игнатий.

Самосожигатели. Г.Мясоедов. 1884 г., Государственная Третьяковская галерея
Самосожигатели. Г.Мясоедов. 1884 г., Государственная Третьяковская галерея

Шаготские старообрядцы

Итак, теперь мы можем составить общую картину трагедии, произошедшей в Шаготи в начале 1683 года. Когда до сёл Северного Поволжья дошла весть о казни Аввакума, народ взволновался не на шутку. Авторитет лидера староверов был настолько велик, что его примеру решили последовать многие. Охваченная мистическим экстазом группа религиозных фанатиков пожилого возраста покончила с собой посредством самосожжения. Вероятно сгорели они в одной из деревенских изб в Шаготи.

О том, как могла произойти подобная катастрофа, достаточно живописно изображено во второй серии художественного фильма «Михайло Ломоносов».

кадр из х/ф «Михайло Ломоносов»
кадр из х/ф «Михайло Ломоносов»

Несмотря на все усилия властей по искоренению старообрядчества в Пошехонье, в Данилове, в селах Вятском и Бухалове практически всё население вплоть до 19-го века, кто открыто, кто негласно, придерживалось старого обряда. Постепенно раскольническое движение разветвилось на различные течения и секты.

При Екатерине II насильственное преследование раскольников официально было прекращено. Священникам предписывалось действовать проповедью и убеждением. В 1778 году использование слова «раскольники» в официальных бумагах и в устной речи исключалось. Вместо него был введен в употребление термин «старообрядцы».

В это же время, спустя 100 лет после трагедии, в селе Андреевском была построена новая церковь, главный престол которой был освящен в честь Рождества Богородицы. Многие местные жители отказывались посещать новый храм с новыми иконами. Но и старая бревенчатая церквушка тоже пришла в негодность. Прихожане, оставшиеся верными старому обряду, скинулись деньгами и выстроили рядом на погосте отдельную деревянную церковь святых Козьмы и Дамиана, куда перенесли старые иконы и особо чтимое ими резное изображение Николы Можайского.

Официально обе церкви были освящены епархиальным начальством, но старообрядцы предпочитали ходить в деревянный храм Козьмы и Дамиана. У общины было и своё отдельное кладбище. Оно располагалось за пределами села, за деревней Гаврилищево.

В 19-м веке Шаготская волость оставалась оплотом радикальных направлений в старообрядчестве, например «беспоповства». Среди местных крестьян были приверженцы всех основных течений — Поморского и Спасова согласия, «федосеевщины», «филипповщины». Встречались здесь и сущие сектанты «бегуны» (аринники), вечные странники, отказавшиеся от всякого компромисса с миром. Местное духовенство, пытаясь бороться с приверженцами религиозных сект, устроило в 1894 году в селе целый склад церковно-полемической литературы, которая выдавалась всем желающим.

Но самой эффективной борьбой с сектантством стали меры советской власти. После закрытия храмов в Шаготи и снятия колоколов память о Козьмодемьянской гари быстро угасла в народной памяти. К концу 20 века даже старожилы села уже ничего не могли вспомнить об этих трагических страницах истории села.

-10

Спасибо, что дочитали до конца. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал!

#Шаготь #раскол #Гарь