Немного отвлечемся от названий деревень. В заголовке фигурирует слово Гарь, но это не про топонимику, а про настоящий, испепеляющий огонь. Речь пойдёт об историческом событии, которое невозможно оставить без внимания в рассказе о селе Шаготь Ярославской области.
Ссылка на предыдущую часть:
Козьмодемьянский приход
Село Шаготь раньше называлось Андреевским или точнее Староандреевским. У села было и ещё одно неофициальное название - Козьмодемьянское. Так назывался издревле церковный приход села по наименованию главного алтаря местной церкви - святых Чудотворцев и бессребреников Козьмы и Дамиана.
На рубеже 18 и 19 веков, после образования Ярославской губернии в сёлах повсеместно стали строить храмы из кирпича. Инициатива не обошла и село Андреевское. Новая церковь Рождества Богородицы с приделами во имя Святого Николая и Святых Косьмы и Дамиана вместе с высокой каменной колокольней была построена в 1790 году. При этом почти в то же время рядом была заново отстроена и вторая, деревянная церковь во имя тех же Святых Косьмы и Дамиана. Построена она была на старом фундаменте из диких валунов-дикарей, на месте древней приходской церквушки. Тот факт, что в селе было два алтаря в честь одних и тех же святых, скрывает следы катастрофы, поразившей Русскую православную церковь в 17 веке - Раскол.
Надпись на колоколе
Деревянная Козьмодемьянская церковь в Шаготи не сохранилась, она была разобрана ещё до войны, в 30-е годы. Общий вид церковного посёлка начала 20 века можно представить на примере вологодского села Ухтома, где ещё можно наблюдать остатки аналогичного храмового ансамбля.
Закрыта была в Шаготи и церковь Рождества Богородицы. С высокой сельской колокольни сняли тогда старинный колокол, на котором старославянской вязью были выделаны следующие слова:
«Лета 7191 марта в 9 день приложили сей колокол к церкви св.Косьмы и Дамиана, вотчины Ивана Ивановича меньшого Голицына, села Андреевского крестьяне всем миром по своих родителех. А весу в нем 15 пудов 6 гривенок».
Что означала эта надпись? По ком же звонил тот колокол?
Пустозерские страдальцы
Раскол оставил глубокий след не только в истории России, но и в провинциальной истории села Даниловского и всего Северного Заволжья.
Отверженные Московским собором 1667 года раскольники обособились в единое общество и в этом обществе приобрели взгляд на церковную власть и на саму церковь как на неприязненные силы. Штурм Соловецкого монастыря и строгие распоряжения царицы Софьи Алексеевны возбудили в среде раскольников сильнейший фанатизм, который привел к бегству в лесные скиты, пу́стыни и даже к самосжигательству, которому так страстно учил к примеру даниловский монах Капитон.
Учения Капитона в монастыре Троицы-Колясники и проповеди попа Лазаря в соседнем Романове имели для пошехонского края и всего ярославско-костромского Поволжья самые печальные последствия. До каких размеров дошел в населении фанатизм и враждебное отношение к церкви и государству, можно заключить из того, что нигде не распространялись так самоистребление и массовые самосжигательства, как в уездах Пошехонья, Романова и Костромы. Монах Евфросин, раскольничий писатель того времени, оставивший нам описания самоубийственных смертей, свидетельствует, что один из пошехонских поджигателей благословил и понудил сгореть многих:
«Неции поведают четыре тысящи, иные же, яко тысящ пять бе».
Казнь главных расколоучителей, протопопа Аввакума и романовского попа Лазаря ещё более разожгла в населении религиозное безумие. Экзекуция произошла в 1681 году в сибирском заполярье, в городе Пустозерске посредством сожжения в срубе. Когда ужасное известие достигло центральной Руси, желание «огненной смерти» настолько сильно охватило население, что по свидетельству того же Евфросина «было, весь Романов согласился в воду и в огонь без запности готов».
Раскола искоренитель
Историкам давно известно о такой трагедии в ярославской истории, как Козьмодемьянская Гарь. Но связать его с селом Шаготью напрямую не удавалось. В Романово-Борисоглебском и Пошехонском уездах было несколько сёл с названием Козьмодемьянское. В каком из них конкретно произошла трагедия было неясно.
Единственный документ, где подробно рассказывается о той страшной трагедии, причём по горячим следам - «Розыск о раскольнической брынской вере» митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия. В Русской православной церкви его почитают как Святителя Димитрия и величают «Православия ревнителем и раскола искоренителем».
Митрополит Димитрий написал свой труд в 1709 году. Он постарался доступным для простого народа языком объяснить пагубность убеждений старообрядцев. Полное название сочинения - «Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не Богоугодна». Сочинение написано в полемическом стиле, автор ставит простые вопросы (Есть ли старая вера - правая вера?) и сам же даёт развернутые ответы, сопровождая их яркими примерами и образами. Например, интересно такое утверждение пастыря:
«Раскольническая вера не в едином Боге, но во многих веществах зримых и осязательных». Этими словами пастырь пытался донести, что раскольники больше поклоняются предметам, чем Богу.
Святитель Димитрий был приглашен на Ростовскую кафедру по приглашению самого Петра I-го в 1702 году. Царь поставил перед иерархом задачу искоренить Раскол в Ярославских землях и в Пошехонье. Димитрий рьяно взялся за дело, он опрашивал свидетелей, путешествовал по региону, учинил настоящее расследование, в итоге которого написал вышеуказанный «Розыск». Как показала история, усилия митрополита были тщетны, Раскол не разрешился. Все попытки упрекнуть старообрядцев в «лицемерном житии» были неудачны. Староверы легко опровергали их своим упорством и благонравными подвигами.
Сам Святитель не застал раскольную смуту. Основные противостояния раскольников с властями произошли раньше, во время правления царя Алексея Михайловича и его детей, Фёдора Алексеевича и царевны Софьи. Страсти к его приезду уже улеглись. Ему пришлось лишь ограничиться опросом свидетелей и неустанными проповедями.
Святитель Димитрий в своём сочинении упоминает прежде всего знаменитого даниловского монаха Капитона из Троицы-Колясникова. И говорит, о нём как о родоначальнике движения самосжигательства. Некоторые нелицеприятные факты из его деятельности он пытается использовать в качестве аргументов, обличающих убеждения старообрядцев.
Далее в тексте автор приводит ужасающие описания самосжиганий раскольников и приводит показания основного свидетеля тех событий - отца Игнатия, священника села Пятницкого (ныне это село Погост-Пятница Пошехонского района). По воспоминаниям этого старца 26 лет назад (встреча произошла в 1709 году) только в его Пятницком приходе сожглось 1920 человек обоего пола и всякого возраста. А кроме этого и в окрестных селениях «бесчисленное множество народа пожгошася, прельщены и волшебством очарованы от раскольнических учителей».
По его словам, сам его высочество князь Иван Иванович Голицын тогда приезжал из Москвы в Белосельскую волость в своё село Козьмодемьянское и лично уговаривал крестьян прекратить себя сжигать. Нашелся и якобы виновник. По мнению отца Игнатия это был крестьянин деревни Холм (эта деревня находится рядом с селом Погост-Пятница) Иван Десятина, который с помощью колдовства подговаривал прихожан самовольно отправляться в огонь. Он лепил какие-то шарики из хлеба, давал их крестьянам, отчего те тут же приходили в неистовство, сходили с ума и бросались в огонь.
Отметим здесь одну погрешность у автора. Село Козьмодемьянское, упоминаемое в труде митрополита, по всей видимости является селом Андреевским (Шаготь). Автор перепутал название прихода с названием села. Данные земельных реестров подтверждают, что князь И.И.Голицын Меньшой владел именно селом Андреевским (Шаготью).
По ком звонил колокол?
В сочинении митрополита явно не указано, что в селе Козьмодемьянском произошло самосожжение раскольников. Основным свидетельством трагедии является надпись на колоколе. Разберём подробнее эту ключевую надпись.
Лета 7191 марта в 9 день
Дата указана по старому допетровскому летоисчислению от сотворения мира. Она соответствует 1683 году от Рождества Христова. Дата в точности совпадает с показаниями отца Игнатия Пятницкого - 26 лет до 1709 года даёт тот же 1683 год.
села Андреевского крестьяне всем миром по своих родителех
Вряд ли родители тех крестьян жили в другом селе. Речь идёт именно о старожилах села Андреевского (Шаготи), достаточно пожилых людях, у которых были уже взрослые дети. Ведь те смогли собрать средства на новый колокол. Крестьяне всем миром - ключевая фраза, означающая что одновременно ушли из жизни многие люди преклонного возраста.
приложили сей колокол к церкви св.Косьмы и Дамиана, вотчины Ивана Ивановича меньшого Голицына, села Андреевского
Здесь мы получаем точную идентификацию места. Про князя Голицына также упоминал и отец Игнатий.
Шаготские старообрядцы
Итак, теперь мы можем составить общую картину трагедии, произошедшей в Шаготи в начале 1683 года. Когда до сёл Северного Поволжья дошла весть о казни Аввакума, народ взволновался не на шутку. Авторитет лидера староверов был настолько велик, что его примеру решили последовать многие. Охваченная мистическим экстазом группа религиозных фанатиков пожилого возраста покончила с собой посредством самосожжения. Вероятно сгорели они в одной из деревенских изб в Шаготи.
О том, как могла произойти подобная катастрофа, достаточно живописно изображено во второй серии художественного фильма «Михайло Ломоносов».
Несмотря на все усилия властей по искоренению старообрядчества в Пошехонье, в Данилове, в селах Вятском и Бухалове практически всё население вплоть до 19-го века, кто открыто, кто негласно, придерживалось старого обряда. Постепенно раскольническое движение разветвилось на различные течения и секты.
При Екатерине II насильственное преследование раскольников официально было прекращено. Священникам предписывалось действовать проповедью и убеждением. В 1778 году использование слова «раскольники» в официальных бумагах и в устной речи исключалось. Вместо него был введен в употребление термин «старообрядцы».
В это же время, спустя 100 лет после трагедии, в селе Андреевском была построена новая церковь, главный престол которой был освящен в честь Рождества Богородицы. Многие местные жители отказывались посещать новый храм с новыми иконами. Но и старая бревенчатая церквушка тоже пришла в негодность. Прихожане, оставшиеся верными старому обряду, скинулись деньгами и выстроили рядом на погосте отдельную деревянную церковь святых Козьмы и Дамиана, куда перенесли старые иконы и особо чтимое ими резное изображение Николы Можайского.
Официально обе церкви были освящены епархиальным начальством, но старообрядцы предпочитали ходить в деревянный храм Козьмы и Дамиана. У общины было и своё отдельное кладбище. Оно располагалось за пределами села, за деревней Гаврилищево.
В 19-м веке Шаготская волость оставалась оплотом радикальных направлений в старообрядчестве, например «беспоповства». Среди местных крестьян были приверженцы всех основных течений — Поморского и Спасова согласия, «федосеевщины», «филипповщины». Встречались здесь и сущие сектанты «бегуны» (аринники), вечные странники, отказавшиеся от всякого компромисса с миром. Местное духовенство, пытаясь бороться с приверженцами религиозных сект, устроило в 1894 году в селе целый склад церковно-полемической литературы, которая выдавалась всем желающим.
Но самой эффективной борьбой с сектантством стали меры советской власти. После закрытия храмов в Шаготи и снятия колоколов память о Козьмодемьянской гари быстро угасла в народной памяти. К концу 20 века даже старожилы села уже ничего не могли вспомнить об этих трагических страницах истории села.
Спасибо, что дочитали до конца. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал!
#Шаготь #раскол #Гарь