В начале украинского конфликта ряд аналитиков вещал о блицкриге и его быстром завершении – от 3-х дней до недели-двух. Кто-то заявлял о месяце или около того и российском параде в Киеве на 9 мая 2022 года.
Как показала практика, эти прогнозы не сбылись, а противостояние на территории бывшей УССР стало больше походить на конфликт на истощение. Смысл такого противостояния ясен из названия – какая из сторон «сдуется» быстрее.
Соревнование идет сразу по нескольким параметрам – деньги, людские ресурсы, техника, снаряды и т.п. (по снарядам на канале уже было несколько материалов ранее).
Судя по действиям пророссийских вооруженных сил ими была выбрана стратегия навязывания противнику боя в невыгодных условиях, когда ВСУ будут вынуждены нести неоправданно высокие потери, которые приведут к истощению резервов и как итог глобальному поражению в конфликте.
Хорошим примером такой ситуации была битва за Северодонецк и Лисичанск, когда украинские силы были вынуждены сражаться в полу окружении, неся высокие потери в людях и технике от массированных ударов российской артиллерии и авиации.
Выше карта незадолго до поражения ВСУ и потери вышеуказанных городов. Помимо потери территории украинские силы заплатили весьма высокую цену в военнослужащих и технике.
Не идентичная, но весьма похожая ситуация сейчас складывается для ВСУ в Бухмуте (и находящемся рядом Соледаре) – пророссийские силы скопили весьма мощную группировку, взяв эти города в клещи и ведя по ним разрушительный огонь – эту территорию бойцы РФ успели хорошо изучить и «пристреляться».
Что бы понять весь трагизм ситуации, в которую попали ВСУ, начнем с подсчета потерь.
По заявлениям российских военных и разного рода экспертов, ВСУ теряет только на бухмутском направлении от 500 до 1000 человек в день убитыми и раненными. Заявления достаточно серьезные, но читатель может сказать, что пророссийские источники ангажированы и выдают искаженную информацию, преувеличивая потери ВСУ.
Однако вряд ли в подобном можно обвинить украинские и западные источники. Еще в начале декабря британское издание The Daily Telegraph заявило: «За политические призывы Зеленского не сдавать Бахмут (Артемовск) Украина расплачивается тысячами уничтоженных бойцов ВСУ. Количество безвозвратных потерь ВСУ в «Бахмутской мясорубке» явно превышает 10 000 бойцов».
По заявлениям издания, ежедневные потери ВСУ в Бахмуте превышают 200 человек убитыми и тяжелораненными, а в некоторые дни достигают 500.
Уже американский военный Ричард Блек (полковник армии США в отставке, командовавший спецподразделениям и отрядами морской пехоты) во время своего выступления на конференции Шиллеровского института заявил: «Битва для украинцев проиграна и исход противостояния уже решен. Украинские солдаты тысячами забрасываются в смертельную ловушку в Бахмуте и, кажется, не знают теперь, что делать. Они, теряют от 500 до 700 солдат в день! Украина теряет в день только в Бахмуте больше людей, чем Соединенные Штаты теряло за месяц во время войны во Вьетнаме. А на Украине население меньше, чем в США».
Экс-советник главы Пентагона, полковник в отставке Дуглас Макгрегор, называл цифры от 500 до 1000 людей день. Список можно продолжать долго – как разного рода военных экспертов из США и ЕС, так и крупных изданий, таких как New York Times.
Как вы понимаете, шанс что все эти люди и издания внезапно стали сторонниками России и ведут злобную антиукраинскую пропаганду завышая потери достаточно низки.
Также высокие потери подтверждает тот факт, что под Бахмут ежедневно перетягивают резервы ВСУ, стянутые с Херсонского и прочих направлений – в среднем в день на этот участок фронта пребывают около батальона живой силы. Батальоны в ВСУ имеют разную численность, варьирующуюся от 300 до 800 человек – что вполне сходится с вышеуказанным числом потерь.
Еще одним фактором являются забитые до предела больницы и морги соседних с Бахмутом городов, находящихся под контролем Киева.
Несмотря на постоянно перебрасываемые силы, пророссийские силы медленно, но уверенно идут вперед беря Бахмут и Соледар в полукольцо. Именно на данном участке активно действуют силы ЧВК «Вагнер», отбившие у ВСУ несколько сел и ряд важных опорных пунктов.
В конце ноября глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о потерях ВСУ в 100 000 убитыми с начала конфликта. Впрочем, потом этот отрезок выступления вырезали, а Киев заявил о потерях чуть больше 10 000 – однако интернет помнит все и «замылить» заявление главы ЕС не удалось. Учитывая, что на каждого убитого приходится 2-3 тяжело раненных, цифра и правда ужасающая.
Помимо этого, уже в декабре в сеть утекли взломанные файлы ВСУ, где говорится о 35 000 «пропавших без вести» украинских военных, которые точно погибли, но что бы не выплачивать пособия и не подрывать боевой дух считаются пропавшими.
Если верить The Daily Telegraph, что в начале декабря потери ВСУ под Бахмутом были свыше 10 000, то исходя из потерь в 300-800 человек в день, можно сделать вывод что потери украинских сил убитыми и раненными в «мясорубке» с 1 по 23 декабря составляют от 7 000 до 18 000 военных.
Для российских военных такая ситуация выгодна – ВСУ вынуждены постоянно перебрасывать силы с других фронтов, теряя возможность наступать. Нехитрой арифметикой можно подсчитать, что продолжая бои в таком формате ВСУ будет терять ежемесячно от 10 000 до 25 000 человек – а ведь Бахмут далеко не единственное «горячее» направление и на других участках фронта украинские силы также теряют людей.
Если ВСУ и дальше будут терять людей такими ужасающими темпами, вопрос пары месяцев, когда резервы истощатся настолько, что возникнет серьезная угроза уже глобального разгрома.
Логичен был бы вопрос – почему тогда ВСУ продолжают удерживать этот город и попросту не отступят на более удобные позиции? Данный шаг был бы очевидным, и судя по смене риторики пропагандистов Киевского режима население Украины начинают постепенно готовить к такому развитию событий, заявляя, что Бахмут не так уж и важен, все равно там остались одни руины и т.п. и т.д. (аналогичные заявления были перед поражением ВСУ в Северодонецке и Лисичанске).
Причина удержания Киевом Бахмута банальна – пропаганда внешняя и внутренняя.
Зеленским и его медиа рисуется образ могучих украинских военных, громящих российскую армию. Конечно, для данной риторики важно было бы иметь какие-то крупные военные победы в прямом столкновении с этой самой российской армией, которых нет. Ввиду этого главные аргументы Киева - вывод российских сил с левобережной части Херсонской области и Харьковской области в сентябре и ноябре в качестве пропаганды победы украинской армии.
Ряд особо «ретивых» украинских пропагандистов даже говорил, что скоро заберут Крым, а за один переход за ночь можно добраться даже до Москвы.
В эту концепцию всепобеждающей украинской армии сдача крупного оборонительного рубежа как-то плохо вписывается. К несчастью для ВСУ, речь идет не только о Бахмуте – если посмотрите на карту, то легко понять, что после сдачи Бахмута неизбежна потеря Соледара, а за ним уже и Северска – таким образом ВСУ неизбежно потеряет всю эту линию обороны. К тому же, российские силы обезопасят Юг находящейся чуть севернее Кременной – важного стратегического пункта, к которому ВСУ пытались прорваться на протяжении последних месяцев и наступление на который для украинцев станет невозможным.
Кроме того, ввиду того, что линии фронта сместится на Запад, российские силы подойдут уже к Славянску и Краматорску – еще один весьма серьезный психологический фактор для Украины, учитывая, что это последние серьезные укрепленные пункты ВСУ на Донбассе.
Потеря линии Бахмут-Северск будет разрушительным ударом для пропаганды Киева внутри страны – особенно в свете планируемой Украиной очередной волны мобилизации в январе 2023 года. Серьезным это будет ударом и на международном уровне – ведь боеспособность киевского режима напрямую зависит от выделяемых Западом денег и оружия. Если украинская армия не будет демонстрировать успехов, то спонсоры могут охладеть и снизить поддержку.
Итог.
В сухом остатке можно сделать вывод, что хороших выходов для ВСУ и Киева в этой ситуации нет. Высока вероятность, что Бахмут – а за ним и всю линию обороны – сдадут после нового года, стараясь удержать его что бы не «испортить Киеву новогодний праздник».
Перспективы для Киева, тем не менее, не очень радужны – цена удержания Бахмута оказалась неоправданно высокой и «сожрала» накопленные за 2022 год резервы. Со стороны России наоборот – в результате мобилизации был стабилизирован фронт путем насыщения его людьми.
Но главная проблема ВСУ в другом – у России есть еще как минимум 150 000 группировка в резерве. Думаю, не сложно сложить 2+2 и сделать вывод, чем это может обернуться для Киева.
Благодарю за прочтение, если понравилась статья – буду признателен, если подпишитесь на канал чтобы получать уведомления о новых материалах, либо просто что бы поддержать канал.