Найти в Дзене

3 простых способа, чтобы понять, что вам врут

Оглавление

Каждый из нас хочет слышать правду от собеседника, хотя она не всегда бывает полезной и приятной. Но насколько человек честен, понять непросто. Я научу вас трем способам, как распознать ложь.

Фото © Игорь Рызов
Фото © Игорь Рызов

Задавайте как можно больше уточняющих вопросов подряд

Если человек говорит неправду, у него обычно есть запасные ответы примерно на шаг вперед. Чтобы вывести обманщика «на чистую воду», нужно задавать ему подряд как можно больше уточняющих вопросов.

Пример № 1. Подчиненный просит отпустить его домой пораньше, так как у него якобы заболела бабушка. Ситуации, конечно, бывают разные, например, бабушка – единственный член семьи сотрудника. Но уточнить, каким образом внезапная болезнь родственницы связана с досрочным уходом с работы, все-таки стоит. О чем спрашивать в этом случае:

  1. А что с ней случилось? Чем она заболела? Человек может ответить – у нее обострилась некая хроническая болезнь, а лекарства закончились. Или сказать – точно не знаю, надо вызвать врача и выяснить.
  2. А как вы конкретно можете ей помочь? Варианты ответов – сделаю такой-то укол, куплю такое-то лекарство или позвоню в «неотложку».
  3. Пока придраться не к чему. Тогда еще вопрос. А где живет бабушка, далеко ли добираться? Варианты – далеко, но я возьму такси. Или – да мы живем в одной квартире. Или – заминка.

Человек не ожидал такого вопроса и не может мгновенно на него ответить. Вот эта заминка чаще всего и свидетельствует о том, что вам говорят неправду.

Пример № 2. Сотрудник, вернувшийся с переговоров, рассказывает, какими они были жесткими, какой он молодец, что нашел подход к «акулам бизнеса», не поддался на их ухищрения.

Здесь стоит задать как можно больше вопросов: что именно предлагали оппоненты, какие скидки просили, на какие условия согласились и т.д. Размытые ответы покажут, что сотрудник явно приукрасил свою роль в переговорном процессе.

Могут быть и другие ситуации, к которым придется подбирать соответствующие вопросы, но суть метода одна: уловить неподготовленность человека к уточняющим вопросам. Обманщик обязательно «проколется». Главное, обнаружив ложь, не кричать: «Ты обманываешь!». Просто нужно отметить для себя, что этот человек не заслуживает доверия.

Спрашивайте «в лоб»

Еще один способ уличить обманщика – задать ему точный, не слишком удобный вопрос. Например, при покупке машины – крашенная она или нет. Вам будут расписывать, что это почти новое авто, что оно такое классное – просто «огонь». Но вы хотите выяснить конкретную вещь – была ли машина перекрашена, что обычно случается с битыми автомобилями. Поэтому так и спрашивайте: «Машина перекрашивалась или нет».

Если опять увидите попытку увильнуть от ответа. Например: «Ну, по крайней мере, я ее не красил», спросите: «А бывший владелец?».

Если человек знает точный ответ, который вряд ли вам понравится, вы обязательно увидите, как он будет ужом извиваться, чтобы это скрыть. Вот почему полезны прямые, четкие вопросы.
Не бойтесь спрашивать "в лоб". Фото автора Amy Hirschi Unsplash, используется по лицензии Unsplash License
Не бойтесь спрашивать "в лоб". Фото автора Amy Hirschi Unsplash, используется по лицензии Unsplash License

Проиграйте развитие событий в будущем

Третий способ хорош для тех случаев, когда человек пытается скрыть вину или переложить ответственность на других. Это тоже ложь, манипуляция фактами, и различить ее также можно при помощи расспросов.

Попробуйте задать вопрос о ближайшем будущем. То есть, что случится, когда возникшая ситуация прояснится, и придет время наказать виновных. Например, кто-то в офисе разбил бутылки с напитками для корпоратива. Или по чьей-то вине сорван план. В общем, кто-то сильно «накосячил», но не признается.

Вы видите, что «все стрелки» сходятся лишь на одном сотруднике, но он не только не сознается, а еще и пытается «вести следствие», «искренне» искать виновных.

Если ваши расспросы не дают результата, задайте ему этот самый вопрос о будущем: «Что сделаем с тем, кто окажется виноват, как накажем?». Сначала ваш подозреваемый будет эмоционально требовать применения самых жестких мер. Но потом, когда поймет, что он может и сам попасться, станет просить о снисхождении.

«Может быть, простим на первый раз, может быть, человек не со зла, под влиянием обстоятельств» и т.д. Когда кто-то чувствует вину и не собирается признавать ее по-хорошему, этот вопрос о будущем, о последствиях приводит его в ступор. Заставляет задуматься, что же ждет его самого, если ложь откроется. И человек опять начинает выкручиваться.

Вот такие способы помогают вычислить обманщика в вашем окружении. Пользуйтесь ими или применяйте собственные методы, подходящие под обстоятельства. А если хотите научиться еще большему и глубокому распознанию манипуляций, записывайтесь на мои мастер-классы.

Читайте еще: