Комплекс 96К6 "Панцирь-С1", изначально, создавался как перспективная замена или дополнение войсковых зенитных ракетно-пушечных комплексов 2К22 "Тунгуска". И является одним из примеров удачной адаптации старой концепции системы вооружений, к новым условиям и задачам.
Созданная во второй половине 1970-х годов и принятая на вооружение в 1982-м, "Тунгуска" выполняла задачи непосредственного прикрытия войск от авиации противника и, в первую очередь, была ответом на появление вооружённых противотанковыми ракетами вертолётов, что могли действовать из-за предельного радиуса поражения переносных ЗРК и артиллерийских автоматов, скрываясь за рельефом местности от "длинной руки" ракетных систем ПВО.
"Тунгуска", неся, одновременно, и ракетное, и артиллерийское вооружение, позволяла вынести ракеты ПВО (дальность стрельбы 9М311 до 8 км) почти на передовую, не теряя способности быстро реагировать на угрозы на самых коротких дистанциях двумя своими 30-мм автоматами 2А38 с темпом стрельбы от 4 тыс до 4,8 тыс выстрелов в минуту.
Применение бикалиберной двухступенчатой схемы, для её ракет, решало как проблему быстрого достижения маршевой скорости ракетой, так и уменьшения стоимости и габаритов ракет. Как можно заметить на схеме, у маршевой или "боевой" ступени нет своего двигателя, после отделения, она летит по инерции, за счёт скорости достигнутой за время работы двигателя разгонной ступени. Стартовая ступень неуправляема. Управление маршевой радиокомандное, при котором вся сложная аппаратура сосредоточена на борту боевой машины.
"Панцирь-С1", в его современном виде, унаследовал от "Тунгуски" концепцию ракетно-артиллерийского комплекса, с обновлённой РЛС и средствами управления, но его задачи сместились от непосредственного сопровождения войск (и прикрытия зенитно-ракетных комплексов большой дальности), к обеспечению противовоздушной обороны важных объектов - объектовой ПВО.
Иногда "вину" за такой переход возлагают на иностранных заказчиков, потому что с 2000-го года Объединённые Арабские Эмираты участвовали, финансово, в разработке комплекса, в его современном виде. Однако, первые образцы "Панциря" были созданы и представлены публике на автомобильном шасси ещё в 1994-1995-м годах, а, в таком виде, комплекс вряд ли пригоден для непосредственного сопровождения войск, к тому же, колёсное шасси требует выдвижения опор, для устойчивости при стрельбе.
Более же вероятно, что причина в технических возможностях комплекса, на фоне расширения возможностей авиации и соответствующего развития "конкурента" в войсковой ПВО - "Тор-М1" и его поздних модификаций.
"Роман" с продолжением.
Вошедшая в состав комплекса ещё в рамках темы опытно-конструкторских работ "Роман" одноимённая РЛС 1Л36 "Роман" (радар сопровождения цели) была двухдиапазонной - миллиметрового и сантиметрового диапазонов - с двумя антеннами, вторая (малая) антенна отвечала за точную пеленгацию выпущенных ракет. Хотя эта РЛС была сочтена неудачной, но работа радара не только в сантиметровом, но и миллиметровом диапазоне открывала возможности обнаружения и поражения малоразмерных целей.
В 2000-е годы, с активизацией работ, по всей видимости, упор был сделан именно на потенциал "Панциря" в борьбе с такими целями - становящимися всё более массовыми беспилотниками, реактивными снарядами, миномётными минами, авиационными бомбами, ракетами и тому подобным, сохраняя и возможности по борьбе с "традиционными" целями - самолётами и вертолётами. Гусеничное шасси для "Панциря" было разработано, но серийным вариантом стало автомобильное, сразу и для отечественного, и для иностранного заказчиков.
Обзорная* РЛС 1РС1-1Е (дециметрового диапазона) с вращающейся антенной с электронным сканированием повысила точность и дальность обнаружения целей (инструментальное ограничение - до 50 км, но для малоразмерных или маловысотных целей дальности обнаружения могут быть намного меньше), а РЛС сопровождения целей* и выпущенных ракет 1РС2, также с антенной с электронным сканированием*, точность их поражения. При этом, сейчас производится и применяется "Панцирь" с новой обзорной РЛС с рабочим диапазоном длин волн 8-10 см (S-диапазон). Общая схема работы РЛС та же, что и на раннем "Панцире".
- станция обнаружения целей - СОЦ
- станция сопровождения целей и ракет - ССЦР
- электронное сканирование обеспечивает фазированная антенная решётка, у малой антенны такая же, но с меньшим числом элементов
Помимо или одновременно с РЛС, цели и ракеты могут сопровождаться и оптико-электронной станцией с оптическим, тепловизионным и длинноволновым инфракрасным каналами, на маршевых ступенях ракет установлены радио- и лазерные ответчики, упрощающие их пеленгацию. Дальности обнаружения и сопровождения целей оптико-электронной локационной станцией до 26 км для целей типа "истребитель", до 10-15 км для различных типов бомб и авиационных ракет.
У обзорной РЛС, в открытых источниках, указывается такой интересный параметр, как минимальная и максимальная скорости сопровождаемых целей (всего таких целей - 20) - от 30 до 1.200 метров в секунду (в некоторых источниках - не более 1.000 м/с).
- подробнее о сопровождении целей и таком параметре как ЭПР:
Наличие ограничений по максимальной скорости легко объяснить, ограниченной скоростью обработки данных, но это не значит, что цель летящая быстрее 1.200 м/с не будет видна оператору (или что не будут видны 21-я и 22-я цели), только то, что комплекс не сможет точно обработать её параметры, для передачи на РЛС сопровождения.
С минимальной же скоростью всё несколько сложнее, хотя она указывается без привязки к высоте, но по открытым данным о боевом применении "Панцирь-С1" в Сирии (см ниже), среди поражённых целей были разведывательные аэростаты и воздушные шары. Можно предположить, что минимальный параметр скорости нужен РЛС, чтобы различить цель на фоне отражений от объектов или земной поверхности, за счёт допплеровского смещения. То есть, это ограничение для предельно малых высот, при значительном удалении от комплекса.
Зенитные автоматы "Панциря" - две двуствольные* 30-мм пушки 2А38М, с высоким темпом стрельбы (до 4-5 тыс выстрелов в минуту, суммарно) и с жидкостным охлаждением стволов. Боекомплект на установке небольшой - 1.400 выстрелов, что намекает на вспомогательную роль такого оружия.
- да, у "Тунгуски" и "Панциря" две пушки, но четыре ствола
- обновлённый "Панцирь" в динамике:
Ракетное вооружение "Панциря" - ракеты 9М335, их модификации - 57Э6 и 57Э6Е. За счёт использования двухступенчатой схемы, ракета быстро (2,4 секунды) набирает свою максимальную скорость в 1.300 м/с, на дугообразной траектории, построенной так, чтобы не заслонять цель продуктами сгорания, после чего стартовая ступень отделяется, а маршевая переходит к управляемому полёту. Стартовая ступень, при этом, банально, толще маршевой - до 152 мм, с единственным ограничением по габариту транспортно-пускового контейнера.
Это позволяет избавить маршевую ступень ракеты от избыточного сопротивления воздуха, как лобового, так и сопротивления трением, не ограничивая толщину твердотопливной "шашки" разгонной ступени. Надо отметить, что 1,3 км/с - это весьма впечатляющий показатель, для мобильного зенитно-ракетного комплекса малой дальности. Однако, такая скорость не поддерживается на всей траектории. На удалении 12 км от пусковой, средняя скорость ракеты на траектории составит до 900 м/с, а на удалении 18 км - 780 м/с, нижний порог средней скорости - 600 м/с.
Соответственно этим скоростным параметрам, будет ограничиваться скорость перехватываемой цели, расстояние до неё и высота. В открытых источниках указаны скорости целей до 1.000 м/с, но легко понять, что это лишь для целей идущих по предсказуемой траектории или с манёврами, но в узком секторе, например, ракета AGM-88 "HARM" нацеливаемая на сам "Панцирь", станет для него относительно простой целью, несмотря на высокую скорость (600-700 м/с), а "мимолетящая" маловысотная дозвуковая крылатая ракета может "съесть" половину дальности стрельбы комплекса.
Минусы системы оказываются производными её плюсов.
Например, перехват скоростного реактивного снаряда или миномётной мины, пролетающих "мимо", но в зоне ответственности комплекса, ограниченный по времени, но с предсказуемой траекторией, "Панцирь" может выполнить эффективнее большинства других систем, за счёт большой скорости сближения ракеты с объектом перехвата. Однако, маневрирующий самолёт, проходя сквозь зону ответственности ЗРПК, вполне может просто выйти из сектора поражения ракеты, которая ограничена и по запасу энергии на манёвр, и по перегрузке при манёвре, поскольку управляется только аэродинамическими рулями.
"Панцирь-С1" может вести, одновременно, обстрел до трёх целей четырьмя ракетами*, если они находятся в одном секторе равном 45 градусам, по направлению стрельбы. За минуту комплекс может выпустить от 8 до 12 ракет. Время реагирования указывается равным 4-6 секунд.
- вторая ракета, по тому же "адресу" может потребоваться для гарантированного поражения цели
Цена имеет значение.
Сам ЗРПК "Панцирь" - довольно дорогостоящий и сложный комплекс, одна его боевая машина, в комплекте поставки, может оцениваться в 14-15 млн долларов (на период 2010-х годов, экспортная стоимость). Соответственно, батарея в 6 боевых машин, обеспеченная транспортно-заряжающими машинами и отдельной командной машиной*, обойдётся иностранному заказчику уже в сотни миллионов, отечественному, вероятно, несколько дешевле, но тут и бюджет не слишком велик*.
- см сравнение оборонных бюджетов в статье:
- в качестве командной может работать и одна из боевых машин, также "Панцири" могут действовать автономно или включаться в систему ПВО войск, с получением данных от других РЛС
Однако, здесь и скрывается самая интересная часть возможностей комплекса. В отличие от, например, израильского "Железного купола"/"Iron Dome", стоимость ракет которого, оснащённых активной радиолокационной ГСН, может достигать 50 тыс долл*, стоимость выстрела "Панциря" невелика. Хотя напрямую она нигде и не прописана, но в самой ракете нет дорогостоящих элементов, кроме, наверное, затрат на её точную сборку.
- на период 2010-х годов, соответственно, гарантированный перехват с пуском двух ракет - 100 тыс долл
- да, у израильского "Iron Dome" вероятность перехвата цели одной ракетой тоже не равна 100%
Таким образом, дорогая и сложная система может применяться для поражения таких целей как реактивные снаряды систем залпового огня, импровизированные ракеты переделанные из газовых баллонов, миномётные мины, аэростаты и воздушные шары:
не разоряя страну-пользователя, просто по факту расхода боекомплекта. Дело, впрочем, не только в финансовой составляющей, но и в обеспечении боекомплектом, производство которого, куда проще организовать, чем ракет для "больших" ЗРК или того же "Железного купола", с активной ГСН, как правило, ещё и с высокоточной инерциальной навигационной системой, на борту.
Число "Панцирей", по данным справочника Military Balance за 2021-й год:
ВКС РФ:
- 36 комплексов в частях ПВО ВКС (космические войска)
- 50 комплексов в частях ПВО ВВС
ВМФ РФ:
- 12 комплексов в составе частей ПВО морской авиации
- 18 комплексов у частей ПВО морской пехоты
Комплекс активно производится и, на данный момент, вероятно "Панцирей-С1" в войсках уже значительно больше, но также важно помнить, что они предназначены не для применения "по требованию", а входят в состав частей ПВО, прикрывая "большие" ЗРК С-400.
Идеальный комплекс?
Хотя в этой статье уже упомянуты некоторые из минусов "Панциря", хотелось бы указать и на довольно очевидную вещь. С темпом стрельбы до 12 пусков в минуту и боекомплектом в те же 12 ракет, одиночный ЗРПК никак не сможет конкурировать с системами залпового огня и перехватывать все их выстрелы в своей зоне ответственности, в случае массированного обстрела. Равно, и отражать множественные целенаправленные атаки на самого себя, комплекс способен только до исчерпания боекомплекта и не выходя за пределы технических возможностей.
Сирийские военные, например, получив "Панцири", попытались растянуть ПВО на возможно большую территорию, и побочным эффектом такого решения стала потеря нескольких машин действовавших без взаимного прикрытия.
Атаки до исчерпания б/к или одновременные атаки в разных секторах вполне могут уничтожать одиночные машины. При определённом упорстве противника, даже взаимное прикрытие не даёт гарантии защиты комплекса, не говоря уже о противовоздушной обороне зоны ответственности.
Однако, проблема здесь не столько в комплексе, каким бы совершенным он ни был, никакая из систем вооружений не является "волшебной", воюющей без приложения усилий и не имеющей недостатков. Сколько в восприятии и/или пропаганде, ведь тот же расхваленный "Железный купол" можно уничтожить ровно теми же методами, что и "Панцирь", разница будет, разве что, в весовых категориях, поскольку "ЖК" имеет большую дальность стрельбы и боекомплект на одной установке, да и в том, что израильский комплекс стационарен - позицию быстро не сменит, при всём желании.
Можно было бы написать, что последние абзацы не нужны, поскольку являются пересказом прописных истин, но комментарии под статьёй о Ка-52, например, свидетельствуют, что это далеко не всем известные вещи.