Авторка Анна Макарова
Недавно популярная телеведущая и блогерка Настя Ивлеева сыграла главную роль в драматическом сериале «Монастырь». У многих это вызвало негодование: неужели создатели не могли найти профессиональную актрису? Нормально ли это вообще — когда в фильмах играют непрофессионалы? Давайте в этом разберемся.
Хочу сниматься в кино
Забавно проследить, как менялось отношение к кино и людям, которые в нем играли. Когда поезд братьев Люмьер только прибыл на вокзал Ла-Сьота в 1895 г., никто не подозревал, что родилось новое искусство. К кинематографу относились как к ярмарочному развлечению.
Профессиональные театральные актеры сторонились кино, считая, что эта деятельность ниже их достоинства. Так что изначально в фильмах играли именно «все подряд». Затем кинематограф стал своего рода «халтурой» для профессиональных актеров, возможностью хорошо подзаработать, пока нет спектаклей.
Постепенно молодое искусство развивалось, в разных странах появлялись театральные режиссеры и актеры, увлеченные кино. При этом театр все равно долгое время считался намного более серьезным делом. Этот стереотип жив даже сейчас, хоть и не так распространен.
С другой стороны, киносъемки давно стали мечтой миллионов и занятием «для избранных». Мы сами можем заметить, как много современных инфлюенсеров рано или поздно оказываются в кино: певцы, блогеры, комики, даже политики.
Каждый раз не знайте, что посмотреть вечером, и тратить кучу времени на плохое кино? Посмотрите курс «Главное о кино». Список фильмов к просмотру точно пополнится. Купите курс за 999 рублей или оформите абонемент на все курсы за 499 рублей в месяц.
Каждое их появление провоцирует очередные споры о том, а можно ли вот так, без образования и опыта стать полноценной кинозвездой? Заслуженно ли это? Попробуем разобраться.
Типажи
Давайте ненадолго отвлечемся от медийных персон в кино и отметим одну важную вещь.
Непрофессиональные актеры в кино — это никакая не новость, и ничего крамольного в этом нет. Так было изначально, и даже когда кинематографом заинтересовались профессионалы, некоторые режиссеры сознательно брали на главные роли «людей с улицы».
Дело в том, что манера игры в театре и кино разная, артистам приходится переучиваться, на это уходит много сил и времени. А человек без образования может идеально подойти на роль благодаря своей естественной психофизике. Таких людей в кино называют типажами.
Есть режиссеры, которые мастерски с ними работают. Чаще типажам отдают яркие эпизодические роли, но бывает и по-другому. Яркий пример — фильм «Пал Адриенн» Агнеша Кочиша, в котором главную роль потрясающе исполнила женщина-типаж.
Однако типажи обычно оказываются актерами одной роли. Либо они вообще не снимаются больше в кино, как Эва Габор из «Пал Адриенн», либо продолжают «играть себя» в других похожих ролях.
Без «корочки» — на выход?
Еще один вопрос, в котором стоит разобраться — а кого вообще считать профессиональным актером? Если мы оттолкнемся от наличия пресловутой «корочки» об образовании, за бортом окажется целая плеяда талантливых и даже легендарных исполнителей. В их числе Аль Пачино и Фаина Раневская.
Огромное количество актрис и актеров отрабатывали профессиональные навыки не в университетах, а на съемочных площадках. Там они учились у режиссеров, старших коллег и набирались бесценного опыта. Подобный путь прошли Брэд Питт, Джонни Депп, Кристиан Бейл и многие другие. Некоторые из них посещали занятия в актерских школах, но высшего образования по профессии так и не получили. Но это не сделало их ни менее талантливыми, ни менее востребованными.
Непрофессионалы бывают разными
Так значит в кино действительно может играть кто угодно? Получается, негативная реакция зрителей на появление Насти Ивлеевой в «Монастыре» — это стереотипное мышление или даже зависть?
Тут все немного иначе. Одно дело — просто актеры-непрофессионалы и типажи. Совсем другое — когда в кино приходят известные персоны с устоявшимся медийным образом. Вспомним «Елки» — фильм, о котором говорят как о картине «про Урганта и Светлакова».
Настя Ивлеева — не актриса и не просто «девушка с улицы». Она Настя Ивлеева, и один этот факт сильно отвлекает от сюжета. А ее совместные сцены с Филиппом Янковским выглядят подставой: на фоне опытного актера несовершенства игры Ивлеевой становятся еще очевидней.
Все понимают, почему ее взяли на роль: благодаря ей «Монастырь» был на слуху задолго до выхода первой серии, а затем побил рекорды по просмотрам. Т. е. с точки зрения бизнеса это удачное решение. Но стоит ли такая игра свеч?
О «Монастыре» пошумели, но, похоже, скоро о нем позабудут. А если и будут вспоминать — то не как об интересном проекте, а как о «том сериале с Ивлеевой». И вряд ли это то будущее, которое хотелось бы ему пожелать.
💬 Как думайте, могут ли непрофессионалы играть в кино? Что важнее: образование или талант?
Пожалуй, лучший способ провести новогодние каникулы - это запастись любимой едой и посмотреть хорошее кино. Но как его выбрать? Даём готовые рецепты на курсе «Главное о кино».
Теперь курсы можно дарить! Подарите сертификат на любую сумму, и его обладатель сам сможет выбрать курс. А мы добавим 20% к номиналу!