Найти в Дзене
Стелла Гусарова

Биография К.Г. Юнга. Основные труды. Отношения с З. Фрейдом

в основе написания статьи "Воспоминания, размышления, сновидения" творческий путь Юнга В основу аналитической психологии Юнга положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать, исходя из его здорового состояния, а не из его патологии. Детство и юность Юнг родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформатской церкви в Кесвиле, Швейцария. Мать Юнга — Эмили Юнг — выросла в богатой семье. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Когда мальчику было шесть месяцев, его отца назначили в более престижный приход в Лауффене. Однако родители Карла не могли найти общий язык. Эмили Юнг была эксцентричной и депрессивной женщиной. Большую часть времени она проводила в спальне, где, по её словам, общалась по ночам с духами. Юнг больше общался с отцом. Хотя днём всё было нормально, Юнг рассказывал, что ночью его мать становилась странной и загадочной. Он утверждал, что однажды ночью увидел слегка светящуюся неясную фигуру, выходящую из комнаты матери, г
Оглавление
в основе написания статьи "Воспоминания, размышления, сновидения" творческий путь Юнга

В основу аналитической психологии Юнга положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать, исходя из его здорового состояния, а не из его патологии.

Детство и юность

Юнг родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформатской церкви в Кесвиле, Швейцария. Мать Юнга — Эмили Юнг — выросла в богатой семье. Дед и прадед со стороны отца были врачами.

Когда мальчику было шесть месяцев, его отца назначили в более престижный приход в Лауффене. Однако родители Карла не могли найти общий язык. Эмили Юнг была эксцентричной и депрессивной женщиной. Большую часть времени она проводила в спальне, где, по её словам, общалась по ночам с духами. Юнг больше общался с отцом. Хотя днём всё было нормально, Юнг рассказывал, что ночью его мать становилась странной и загадочной. Он утверждал, что однажды ночью увидел слегка светящуюся неясную фигуру, выходящую из комнаты матери, голова фигуры была расположена отдельно от шеи и парила в воздухе перед телом.

Продолжающиеся эпизоды депрессии и подавленного настроения Эмили Юнг повлияли на отношение Карла к женщинам: он чувствовал «присущую ненадёжность» среди женщин.

Карл Густав Юнг в детстве
Карл Густав Юнг в детстве

Юнг был одиноким и замкнутым ребёнком. Детские воспоминания оставили огромный след в его жизни. В 10 лет он вырезал маленькую человеческую фигуру 6-ти сантиметров из школьной линейки и положил её в пенал. Туда же положил камень, который разрисовал, и спрятал коробку на потолке. Периодически он возвращался к статуэтке, часто неся маленькие кусочки бумаги с сообщениями, записанными на его собственном секретном языке. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.

Родители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».

Позже Юнг понял, что эти ритуалы приносят ему чувство безопасности и насыщают его внутренний мир. Годы спустя он обнаружил, что между его опытом и практикой, связанной с тотемами в местных культурах, например с коллекционированием камней возле Арлесхайма или с предметами тюрунга из Австралии, присутствует совпадение. Он пришел к выводу, что его интуитивные церемониальные действия были бессознательным ритуалом, который он практиковал так, что это было поразительно близко к тому, как это практиковалось в отдалённых местах, о которых он, будучи мальчиком, ничего не знал. Его выводы о символах, психологических архетипах и коллективном бессознательном были частично вдохновлены этим опытом.

Университетские годы и начало карьеры

В 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.

Юнг не планировал изучать психиатрию, потому что тогда она не считалась престижной. Но, читая учебник по психиатрии, он был очень воодушевлён, обнаружив, что психосоциальные заболевания являются болезнями личности. Также она подходила его интересам — эта дисциплина включала как биологическое, так и духовное образование. Это было то, что он искал. В 1895 году Юнг начал изучать медицину в Базельском университете.

Юнг также какое-то время работает терапевтом в деревне Меннедорф; Он провел свою первую конференцию в ноябре 1896 года в обществе Zofingue на тему «Границы точных наук». Однако его влечение к богословию все еще живо; он читает еще одну лекцию о богослове Альбрехте Ритшле, который отрицает мистическое измерение религии. Читая Жизнь Иисуса он начинает свой интерес к исторической фигуре Иисуса . Помимо своей научной деятельности, он всегда принимает участие в сессиях спиритизма, организуемых обществом Zofingue. Они составляют исходный материал для его диссертации, посвященной «так называемым оккультным феноменам» . В июне 1895 года он изучал феномен вертушек в своей семье, наблюдая за случаем своего кузена Хелли, признанного медиумом, и собирая материалы, которые он будет использовать на протяжении всей своей карьеры.

Стремясь продолжить свою диссертацию, занимаясь психиатрической практикой, Юнг поступил в Цюрихский университет в 1900 году. Его нанял Ойген Блейлер в качестве второго ассистента психиатра в университетской психиатрической клинике (по прозвищу «Бургхёльцли»), считавшейся в то время авангардом -садовое заведение. Финансовые трудности побудили его настолько погрузиться в работу, что он не покидал институт в течение первых шести месяцев. Быстро став объектом недоверия со стороны своих коллег, Юнг отступает к чтению: он берется прочесть все пятьдесят томов престижного журнала Allgemeine Zeitschrift für Psychiatrie, основанного в 1836 году, чтобы усовершенствовать свои знания. В своей диссертации Юнг отводит большую часть психиатрическим странностям, наблюдаемым у медиумов, и изучению феноменов модифицированного сознания, таких как криптомнезия, которую испытал Ницше . В целях своих исследований он поддерживает переписку с сестрой философа Элизабет Ферстер-Ницше. В то же время он прошел военную службу и оставил ее в 1901 году в звании лейтенанта швейцарской армии.

Брак

В феврале 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах, женщине из богатой швейцарской семьи. Во время его брака у Юнга были и внебрачные отношения.

Они встретились когда ей было шестнадцать лет (по некоторым источникам — пятнадцать), а ему был двадцать один год. Они поженились 14 февраля 1903 года, через семь лет после их первой встречи. В их браке родилось пятеро детей: Агата, Грет, Франц, Марианна и Эллен.

Многочисленные необычные сны Карла Юнга с первых лет супружеской жизни были истолкованы Зигмундом Фрейдом, как эмблематические для неудавшегося брака по расчету («das Scheitern einer Geldheirat»).

Эмма Юнг проявила искренний интерес к исследованиям своего мужа, однако к психологии она пришла своим путем и в частности вела отдельную переписку с Зигмундом Фрейдом.

С 1914 года Юнг ближе сблизился со своей пациенткой Тони Вольф, которую в своих мемуарах называл «второй женой». Тони пыталась убедить Юнга расторгнуть первый брак, но тот не соглашался.

По свидетельству биографа Юнга, Блэра, когда Эмма умерла Карл Юнг воскликнул на похоронах: «Она была королевой, она была королевой!» (Sie war eine Königin! Sie war eine Königin!)

Семья
Семья

Самыми известными его девушками были: Тони Вульф — любовница, друг семьи.

Тони Вульф и Юнг
Тони Вульф и Юнг

17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн, c диагнозом «психотическая истерия». Причиной расстройства стал нервный срыв в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии. Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.

В период лечения Сабина живо интересуется психоанализом. В июне 1905 года после выписки она поступает в Университет Цюриха на медицинский факультет, который оканчивает в 1911 году; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении» («Über den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie»), её основные идеи заимствует Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Сабина Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом своего личностного распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред, в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.
Сабина Шпильрейн
Сабина Шпильрейн

Отношения с Зигмундом Фрейдом в основных трудах

Отношениями Юнга и Фрейда можно считать период с 1906 по 1913 год.

-5

I. Психоаналитические годы (1903 – 1913)

Юнг встречается с Зигмундом Фрейдом — основателем психоанализа.

1903 Юнг и Блейер серьезно заинтересовались идеями Зигмунда Фрейда: это представляется первым шагом в распространении психоанализа за пределами Австрии

1904 17 августа Сабина Шпильрейн (1885 — 1941) первая пациентка в Бургхельцли, которая лечилась у Юнга от истерии с использованием психоаналитической техники.

1906 начинается переписка Юнга и Фрейда над работой «Психология Demenyia Praecox (шизофрении)». Идея соответствует основному научному полю Фрейда. Начало переписки с Фрейдом, который жил в Вене.

1 января Фрейд в письме к Юнгу описал его, как «способнейшего помощника до сих пор дающего мне только радость»

3 марта 1907 Юнг впервые встречается с Фрейдом в Вене. Их отношения быстро переходят в тесную профессиональную дружбу. Очень скоро стало ясно, что Фрейд думает о Юнге как о своем наследнике.

1909 Юнг отказывается от своей должности в психиатрической клинике Бургхельцли и переезжает в свой новый дом в Кюснахте, где и проживает оставшуюся часть жизни. Теперь он зависит от своей частной практики.

1910 году 6-11 сентября вместе с Фрейдом читает лекции в Америке в Ворчестере, штат Массачусетс в Университете Кларк. Обоим присвоено звание почетных докторов. Юнг впервые записывает эксперимент с активным воображением Октябрь. Пишет Фрейду: «Археология или даже мифология захватили меня в плен». Мифология привлекала его до конца первой мировой войны «Значение отца в судьбе человека» (CW4)

1911 С конца января Юнг читает лекции студентам. Возможно, здесь впервые формулируется его более поздняя идея о коллективном бессознательном 30 — 31 марта проходит Второй интернациональный конгресс психоанализа в Нюренберге. Его выбирают постоянным президентом конгресса (отказался в 1914 году).

Летом в Цюрихском университете он читает первую лекцию курса «Введение в психоанализ» «Ассоциативный метод».

Публикация молодой американки, рассказавшей о своих собственных ярких фантазиях (Мисс Франк Миллер. «Некоторые примеры бессознательного творческого воображения»). Анализ этой статьи Юнгом в работе «Символы и трансформация либидо» становится причиной его отделения от Фрейда, хотя неизвестно, читал ли Юнг эту статью до 1910 года

1911 В августе публикуется первая часть «Символы и метаморфозы либидо», где он уже начинает отходить от ортодоксального психоанализа того времени

II. Годы разногласий

1912 В феврале Юнг завершает «Жертвоприношение» — вторую и заключительную часть «Символы и метаморфозы либидо». Фрейд с неудовольствием относится к рассказам Юнга о его открытиях. В их переписке начинает проявляться напряженность

25 февраля Юнг создает Общество психоаналитических исследований, первый форум которого обсуждает его собственное особое преломление психоаналитических идей. «О психоанализе». В сентябре лекции в Университете Фордхам в Нью-Йорке.

«Теория психоанализа», которая отделяет Юнга от Фрейда выделяет основные разногласия:

а) взгляд, что подавление не может объяснить все;

б) что бессознательные образы могут иметь телеологическое значение;

в) либидо, которое он называет психической энергией, — не только сексуальность.

В сентябре публикуется вторая часть «Символов и трансформации либидо», в которой Юнг показывает, что фантазии инцеста имеют символическое, а не буквальное значение

1913 Разрыв с Фрейдом Фрейд потрясен разрывом, Юнг опустошен. Это произошло, вероятно, из-за почти полного нервного истощения, начавшегося еще за год до этого, когда начали сниться яркие, катастрофические сны и возбуждающие видения. Он отказался от своей должности в Цюрихском университете, объясняя это тем, что его частная практика очень разрослась, но, возможно, это было связано с его состоянием здоровья.

7 кратких обобщение разногласий

1. Взгляд на либидо.

По Фрейду - либидо в конечном итоге определяло все — в том числе и психические расстройства, которые развивались из-за подавления человеком собственной сексуальности и переноса эротического интереса с объектов внешних на внутренние.

По Юнгу - взаимодействия личности с внешним миром обуславливались и поддерживались не только сексуальностью. Юнг отмечал, что нельзя объяснять причины утраты контакта с реальностью (при шизофрении и других расстройствах психики) исключительно сексуальным вытеснением или замещением. Либидо, которое Фрейд трактовал исключительно как сексуальную энергию, Юнг интерпретировал как энергию психическую.

2. Подход к анализу

По Фрейду – редуктивный анализ, который позволяет обнаружить корни, истоки произошедшего с пациентом

По Юнгу – телеологический подход, который ставит перед собой вопрос – «Зачем это необходимо пациенту» «Зачем это случилось в его жизни», а не столько из-за чего. Хотя редуктивный подход Юнг не отрицал, считая его важным на первых порах.

3. Взгляд на сны и фантазии

По Фрейду, сны и галлюцинации имеют четкую связь с реальной жизнью человека, это лишь - неисполненные желания, вытесненные содержания, которые проявляются в сознании человека, требуя воплощения. В итоге все сводилось к подавленным и запретным сексуальным желаниям.

Юнг, рассматривал психическую реальность как нечто переживаемое человеком. Сновидения и галлюцинации — это не обман и не шифр, требующий верной интерпретации, а скорее каналы связи с бессознательным. Сны – это канал связи с бессознательным, дополнение к Эго установке, как принцип энантиодромии.

4. Отношение к символу

По Фрейду – символ – это скорее знак, у него есть некое постоянное значение и индивидуальных надсимволов не существует.

По Юнгу – символ, как некая идея, которую нельзя сформулировать неким иным адекватным образом

5. Перенос и контрперенос

По Фрейду - контреперенос – это нечто, мешающее работе с пациентами

По Юнгу – важный инструмент работы с пациентом, источник информации о нем

Юнг считал, что взаимоотношения при анализе нельзя рассматривать в терминах медицинской или технической процедуры. Относился к анализу как к «диалектическому процессу», имея в виду равное вовлечение обоих участников в двустороннее взаимодействие между ними.с(В переносе выделял личные и архетипические компоненты.)

6. Взгляд на бессознательное

По Фрейду - бессознательное создано подавлением, и это — личностный процесс, производный от жизненного опыта.

По Юнгу – бессознательное имеет коллективную основу. Это означает, что бессознательное обладает врожденными структурами, которые сильно влияют на его содержание и, возможно, определяют его.

7. Модель психики

По Фрейду. Фрейд предложил гомеостатическую модель «отношений между Я и бессознательным», описывающую необходимые условия сохранения постоянства и внутреннего равновесия психики.

По Юнгу. Юнговская модель психики – гетеростатическая и диалектическая; с ее помощью описывается такое динамическое взаимодействие подструктур личности, которое приводит к синтезу интрапсихических противоположностей.

Фрейд – более центрирован на фигуре отца, эдипова психология. Не занимается возрастом младше 4- х лет.
Юнг же, напротив, развивал психологию, «основанную на матери», где влияние прослеживается часто в значительно более раннем возрасте, даже в пренатальных событиях. Поэтому Юнга можно рассматривать как предшественника работ Мелани Клейн, британской школы теоретиков объектных отношений, таких как Ферберн, Винникотт, Гантрин и Балинт, и как создателя теории архетипов — этологических по своему происхождению — работ Боули о привязанности.

Изоляция в середине жизни

Из-за публикации «Символы и метаморфозы. Либидо» в 1912 году произошел разрыв между Юнгом и Фрейдом. Фрейд отправил письмо, чтобы показать свой отказ рассмотреть идеи Юнга. Этот конфликт привел к тому, что Юнг описал в «Воспоминания, сновидения, размышления», как громкое неодобрение. Все кто знал Юнга, ушли от него, за исключением двух коллег. Юнг так описывал свою книгу: «попытка, успешная лишь частично, расширить границы применения медицинской психологии и охватить все психические явления во всём их многообразии». Книга была позже отредактирована и опубликована в 1952 году под названием «Символы трансформации».

Красная книга

В 1913 году, в возрасте 38 лет, Юнг начал испытывать ужасную «конфронтацию с бессознательным». У него были видения и он слышал голоса. Время от времени Карл беспокоится о том, что ему угрожает психоз или шизофрения. В одиночестве он начал практиковать метод, который он позже назвал активным воображением. Юнг записывал все, что он чувствовал или видел в небольших дневниках. Затем он начал переписывать эти заметки в большую книгу, переплетённую красной кожей, над которой он работал с перерывами в течение 16 лет.

Основные труды Юнга

Краткое изложение в хронологическом порядке

В общей сложности Юнгу принадлежит 254 публикации - не считая переписки с Фрейдом (1974) и трехтомного издания писем (1972-1973). Поэтому выделить наиболее важные его труды (таковых насчитывается около тридцати) и изложить их в хронологическом порядке при небольшом объеме настоящей статьи представляется крайне сложной задачей.

В диссертации, озаглавленной «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений» (1902), в которой анализируются спиритические сеансы (1895-1899) с медиумом Хеленой Прайсверк, Юнг не только определяет и классифицирует различные феномены, обнаруженные у его испытуемой - сомнамбулизм, полусомнамбулизм, автоматическое письмо и галлюцинации, - но и высказывает мысль, что подобные феномены представляют собой динамические проявления психики, для объяснения которых одной только классификации отнюдь не достаточно. Особенно он подчеркивает два момента: во-первых, способность девушки совершать в состоянии транса действия, которые она не может выполнять в состоянии бодрствования. Во-вторых, полное отличие личности «Ивенес» - уравновешенной, серьезной и задумчивой девушки - от неуравновешенной обычной личности медиума. Юнг пришел к выводу, что Ивенес - не что иное, как взрослая личность медиума, зачатки которой существовали в бессознательном девушки. То есть отщепленные содержания бессознательного могут принимать форму человеческой личности, либо проецируясь в форме галлюцинаций вовне, либо, как на спиритических сеансах, овладевая сознанием.

С ассоциативного эксперимента (1903), по словам самого Юнга, началась его собственная научная работа. Свой многолетний труд он обобщил в «Диагностических исследованиях ассоциаций» (т. I 1906, т. II 1909). Юнг дает подробное описание истории ассоциативного эксперимента, в котором испытуемый должен как можно быстрее отреагировать первыми пришедшими ему в голову словами на ряд тщательно подобранных, произносимых вслух слов. При этом измеряется время реакции. Ошибки испытуемого, замедленные реакции, нарушения привели его к выводу о существовании в бессознательном эмоционально окрашенных групп представлений, которые он вслед за Циеном назвал «комплексами» (см. статью К. Т. Фрейя-Верлина в этом томе). Выявлению и анализу этих, как правило, бессознательных, автономных комплексов и посвящена работа Юнга. Он провел различие между нормальными, случайными и постоянными комплексами

Работа «Метаморфозы и символы либидо. К вопросу об истории развития мышления» (Jung 1912) привела Юнга к разрыву с Фрейдом. На четырехстах с лишим страницах он комментирует опубликованный в 1906 году Флорнуа материал фантазий неизвестной ему юной американки (псевдоним Фрэнк Миллер), которая страдала шизофренией. Крайне внушаемая пациентка, грезя наяву, услышала стихотворение «Славься, Боже». Ночью, когда она находилась в гипнагогическом состоянии, у нее сложилось стихотворение «Мотылек, стремящийся к солнцу». Позднее она придумала драму, главной фигурой которой был образ героя - ацтека или инка. Фантазии служат также своего рода «нитью Ариадны», ведущей по лабиринтам символических параллелей, которые возникают в результате амплификации.

Хотя через 37 лет Юнг подверг этот труд основательной переработке и почти на 800 страницах дополнил его многочисленными последующими открытиями, что послужило поводом к изменению названия - «Символы метаморфозы» (1952)

В 1921 году - примерно в одно время с публикацией Роршахом своей теории типов и работой Эрнста Кречмера «Строение тела и характер» - Юнг публикует «Психологические типы». Это сочинение объемом около 700 страниц до настоящего времени выдержало десять изданий. В нем Юнг развивает идею о том, что тип заранее определяет и ограничивает суждение человека, а любой способ рассмотрения относителен. В отношении индивида к миру, к людям и к вещам Юнг констатирует два психических механизма: направленную вовне психическую энергию - движение к объекту - он называет экстраверсией. Это позиция тех людей, мотивация которых определяется, прежде всего, внешними факторами. Смещение интереса индивида от объекта к субъекту и к своим собственным психическим процессам Юнг называет интроверсией. Она представляет собой установку тех индивидов, мотивация которых определяется, главным образом, их собственным внутренним миром. Однако противопоставление экстра- и интроверсии отнюдь не означает «либо-либо»; скорее, подобно сознанию и бессознательному, они находятся в компенсаторном отношении друг к другу.

К понятиям интро- и экстраверсии Юнг добавил систему четырех основных функций сознательной психики: две рациональные функции - мышление и его противоположный полюс, чувствование - и две иррациональные функции - ощущение и его противоположность, интуицию, при этом «иррациональное» понимается не в негативном смысле как антирациональное, а в позитивном - как находящееся вне сферы рационального. Под функцией ощущения Юнг понимает восприятие с помощью органов чувств того, что лежит вовне, то есть сознательное восприятие реальности. Интуиция помогает постичь бессознательную комбинацию бессознательных связей, то есть способствует непосредственному восприятию бессознательного. Мышление упорядочивает психический материал в соответствии с принципами целесообразности или логики, чувствование оценивает чисто субъективно с точки зрения удовольствия или неудовольствия. У каждого человека функции дифференцированы по-разному. Наиболее дифференцированной функции противостоит неполноценная функция, интеграция которой является важнейшим процессом индивидуации (см. статью Г. Вера в этом томе). В последней главе «Психологических типов» Юнг впервые дает обзор новых понятий аналитической психологии.

В 1928 году появилась работа «Об энергетике души», которую он расширил до двух очерков, посвященных теории сновидений и комплексов, и опубликовал в 1948 году под названием «О психической энергетике и сущности сновидений». В них Юнг дает сжатый обзор наиболее важных своих представлений. Я рассмотрю две эти работы вместе и дам краткий обзор основных затрагиваемых в них проблем. Психическую энергию Юнг сравнивает с энергией физической (см. статью Г. Хесс в этом томе). Количественно она определяется уровнем интенсивности, но кроме причины имеет также и цель. Она может запруживаться, накапливаться, канализироваться, транс-формироваться, расщепляться, проецироваться или интроецироваться, инфляционно разрастаться или исчезать в коллективном бессознательном. Она предстает в форме прогрессии или регрессии, экстра- или интроверсии, перемещения либидо и символообразования. Во всех этих процессах психика выступает как саморегулирующаяся система. Юнг проводит различие между личным бессознательным, содержание которого составляет приобретенный человеком опыт, и безличным, коллективным бессознательным. Бессознательное развивается автономно, комплементарно сознанию и представляет собой прежде всего «резиденцию» универсальных первообразов, архетипов, оживление которых, по-видимому, биологически связано с наследованием мозговой структуры. Юнг проводит различие между архетипами в собственном смысле слова, которые обычно латентны и бессознательны, и архетипическими образами, то есть проявлениями архетипов в сознании. Архетипы не являются продуктом индивидуального опыта, они универсальны. Они представляют собой центры психической энергии. Они имеют нуминозное, жизненное качество и проявляются в критических ситуациях через внешнее событие или внутреннее изменение. Инстанция Я, находящаяся на стыке между внешним, пространственным, и внутренним, субъективным, миром, между бессознательным и сознанием, связана с Персоной, Тенью, Анимой или Анимусом, архетипом духа и Самостью.

В своем фундаментальном труде «Психология и алхимия» (1944) Юнг проводит связь между двумя внешне весьма далекими друг от друга областями современной глубинной психологией и средневековой алхимией. Прежде всего Юнг рассматривает натурфилософскую и историко-религиозную проблематику алхимии. Многие столетия алхимия в качестве духовного подводного течения сосуществовала с официальным христианством, сохраняя живыми неоплатонические и гностические идеи, античный дух и природное чувство. Алхимия относилась к христианству, как бессознательное к сознанию.

В работе «Эон - к вопросу о символике Самости» (1951) Юнг еще раз в крайне сжатой форме излагает основные идеи относительно структуры человеческой психики, возникшие у него в результате осмысления своего жизненного опыта. При этом в качестве последнего постижимого понятия целостности Самость выступает как концентрированное отражение всех сложностей и противоречий бытия. Юнг интерпретирует Христа как символ Самости и анализирует многовековое развитие представленного в нем религиозного содержания. Он говорит о совпадении по времени рождения Христа и начала нового зона, зодиакального созвездия Рыбы. Помимо амбивалентности символа рыбы Юнг затрагивает также сложную проблему светлой и темной стороны образа Бога.

Этот вопрос привел его к написанию необычайно интересной работы «Ответ Иову» (1952а), поскольку именно в библейской Книге Иова амбивалентный образ Бога играет решающую роль. Иов ожидает, что Бог заступится за него, так сказать, перед Богом, и в этом выражается трагическая противоречивость Иова. В конечном счете, именно Бог, от которого проистекает добро и зло, породил мир и грех, а затем в обличье Христа сам должен испытать человеческую участь.

В своей последней работе «Mysterium Coniunctionis - исследование разделения и соединения психических противоположностей в алхимии» (1-я часть - 1955 год, 2-я часть - 1956) Юнг еще раз обращается к проблеме феноменологии и синтеза противоположностей в алхимии, которую он начал разрабатывать еще в «Психологии переноса». Из огромного множества символов люди постоянно обращались к исходному состоянию, так называемому хаосу, в качестве prima materia и его противоположности, представлению о природе конечного состояния. Многие представления объединяют идеи долговечности (бессмертия), андрогинии, объединения духа и тела, человека и Бога. Проблематика противоположностей в психической области проявляется в диссоциации личности вследствие столкновения несовместимых тенденций. Поэтому терапевт, соприкасаясь в процессе лечения с противоположностями, должен быть нацелен на их длительное объединение, аналогичное многочисленным архетипическим мотивам великого mysterium coniunctionis (таинства соединения), которому Юнг дает объяснение в своем последнем труде.