Найти тему
Кабанов // Чтение

«Башня из черного дерева» - 3 пояснения

Оглавление
  • Возвращаемся к прозе Джона Фаулза. Статья о его биографии вызвала большой интерес. Сегодня поговорим о сборнике из пяти повестей "Башня из черного дерева". И разберемся, как жить чтобы в конце не мучиться осознанием себя как посредственности.
  • Заглавная повесть одноименного сборника, которую читатель может рассматривать, как своеобразное и более понятное дополнение к роману «Волхв». Писатель здесь заложил множество скрытых смыслов, в чем нам с вами и предстоит разобраться. О чем повесть, какую роль тут сыграл Флобер, и как обыгрывается проблема выбора – обо всем этом читайте ниже.

1. Сюжет

Сюжет повести схож, как я уже сказал, с романом «Волхв». Молодой художник Дэвид Уильямс приезжает во Францию с визитом к другому художнику – Генри Бресли. Бресли мировая звезда живописи, которой восхищается Дэвид. Ему заказано написать вступление для готовящегося к выходу альбома репродукций старшего товарища, поэтому он едет в Бретань, чтобы познакомиться с ним лично.

Но все проходит не так, как представлял себе Дэвид. Бресли втягивает его в собственную игру с реальностью, в которой Уильямс оказывается главным героем. Он попадает в переделанные на современный лад старинные легенды, которые проверяют его на прочность. Не пройдя испытания по ряду внутренних причин, о них я еще скажу, он возвращается назад, чувствуя себя победителем, однако в конце концом понимает, что потерпел поражение.

Д. Фаулз, "Башня из черного дерева" на русском языке, источник Яндекс картинки
Д. Фаулз, "Башня из черного дерева" на русском языке, источник Яндекс картинки

2. Выбор

Поставленный в предлагаемые Бресли обстоятельства, художнику предстоит сделать выбор как жить дальше. У него есть вариант поддаться своей страсти, освободить прекрасную девушку и изменить свою жизнь. Но его сдерживают моральные устои, супружеский долг по отношению к жене, которая ему не так и нужна, а также страх самого выбора, либо же ответственности, которую ему придется на себя взять.

И только по дороге назад он понимает, к чему привело его бездействие – страх, заставляющий его держаться за старые, не вполне работающие, хоть и крепкие смыслы его жизни, убивает в нем истинную личность, которой необходимо проявиться. Но он неспособен рискнуть, из чего Дэвид делает вывод, что его выбор – выбор посредственности. Его же кумир Бресли как раз известен своим безрассудством, что в большой степени определяет его успех.

Здесь Фаулз ставит еще проблему творческой свободы. Ведь для него самого, как для творца, возможность творить, по идее, перевешивает все социальные обязательства, которые навязываются обществом извне. Именно потому, что Бресли делает выбор в пользу творчества, он имеет и признание, и даже некоторую власть. Уильямс же обречен на посредственное существование и дальше, а его амбициям не суждено сбыться.

Д. Фаулз, "Башня из черного дерева" на английском языке, источник Яндекс картинки
Д. Фаулз, "Башня из черного дерева" на английском языке, источник Яндекс картинки

3. Башня.

Название, видимо, является аллюзией на известное выражение «Башня из слоновой кости», которое имеет свое начало в Песни Песней. В дальнейшем эта метафора использовалась для обозначения ухода в мир собственного творчества, непостижимый другим. В повседневный обиход ввел ее критик Сент - Бев, но более известной она стала благодаря Флоберу.

«Башня из черного дерева», по сути, олицетворяет непрочность творческой конструкции и природы главного героя. Бресли с придуманными им испытаниями, пытается вывести Дэвида из одной башни в другую. Результат нам известен.

Короче, Фаулз и в этой повести продолжает исследовать свою мысль о невозможности познать вымышленную реальность героем который смотрит на мир сквозь призму своих предубеждений.

Напишите, чем Вам интересна проза Фаулза.

Благодарю за прочтение.