Найти тему
Игра в слова

Воспоминания о детстве. Как меня вязать учили))

Оглавление
Взялась вязать носки - не потому, что так уж необходимы, а просто пряжа подвернулась приятная, тёмно-серая, самая уютно-носочная. Давно этим не занималась, и вдруг выяснилось, что я толком не помню, как запускать пятку. Мама помогла, напомнила. А в процессе вспомнилось, как я училась вязать давным-давно, в младшеклассном детстве)))

Расскажу, конечно!

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Учить меня было кому: вязали и мама, и бабушка. Обе - на спицах. Крючком вязать умели, но не любили.

Мама специализировалась на всевозможных нарядах (кофточки, свитера, платья, шапки...) - не только для семьи вязала, но и на заказ. В ту пору, когда магазины не радовали ассортиментом одежды вообще и трикотажа в частности, сельчане в очередь выстраивались, чтобы заказать у мастерицы обновку.

А у бабушки в ходу были только самые необходимые вязалочки: носки да варежки. И в какой-то момент, когда я доросла до школьных лет (вроде бы, сразу с первого класса) бабушка решила приобщить меня к вязанию. Ибо негоже деревенской девчонке не уметь вязать носки и варежки. Но для начала надо было освоить сами приёмы да "набить руку", связав прямое полотно на двух спицах.

Не знаю, почему мы не позаимствовали у мамы какую-нибудь красивую цветную мягкую пряжу... Вместо этого бабушка выдала мне клубок чёрной овечьей шерсти - довольно-таки колючей. И две иголки (именно так - иголками - называла бабушка короткие носочные спицы. Так их называю и я по сей день).

С набором петель я разобралась быстро. Вязание лицевых тоже поняла сразу (изнаночные мне показали позже). Но понять - одно, а вот протащить нитку... Почему-то первое вязание у меня получалось неимоверно тугим. Петли затягивались на спицах до предела, подковырнуть их было крайне сложно. В попытках поддеть петлю спица нередко срывалась и я расковыривала палец((( Бабушка периодически вмешивалась и провязывала сама ряд-другой, чтобы ослабить то, что я затянула. Но её усилий хватало ненадолго: стоило вязанию вернуться в мои руки, петли опять затягивались, будто сами собой. Из-за чередования тугих и слабых рядов край образца получался зигзагообразным.

Неудивительно, что вязать мне жутко не нравилось. И очередная попытка бабушки усадить меня за изготовление вот этого чёрно-колюче-шерстяного кошмара кривого прямоугольника воспринималась мною как тягостная повинность. Однако долго ли, коротко ли, учебный образец я связала. Следующий прямоугольник был уже в резиночку, с чередованием лицевых и изнаночных.

Когда стала немного старше, дошло дело до вязания по кругу на примере варежек. Тут я внезапно перестала затягивать петли, наоборот - делала их чересчур слабыми, так что пока провязывала одну иголку, другие благополучно выпадали и приходилось ловить петли, пока не убежали.

В общем, не клеилось у меня дело с вязанием. И как-то потихоньку бабушкины уроки сошли на нет, меня оставили в покое)))

А с четвёртого класса начались уже школьные уроки обслуживающего труда (то, что сегодня называют технологией), и там вязание вернулось ко мне на новом уровне. На уроках мы вязали узоры. Разные - иногда совсем простые, иногда довольно красивые, но именно узоры, образцы. То есть, всё те же прямоугольные кусочки, не имеющие никакой утилитарной ценности. Их полагалось прикреплять на альбомные листы, вверху делать заголовок с названием узора, ниже записывать, как узор вяжется, и в таком виде сдавать на проверку. Скучно(((

Прошло некоторое время, и однажды моя младшая подружка и соратница по играм Маринка, придя к нам в гости, притащила клубок, вязальный крючок и несколько связанных разноцветных круглых мотивов. У них в классе каким-то образом появился кружок вязания крючком, и Маринка спешила продемонстрировать, чему она там научилась.

До сих пор крючком я только петли умела набирать - в смысле, вязать цепочку. А тут я узнала, что если совсем короткую цепочку замкнуть в колечко, то дальше можно вязать по кругу. Столбиками: хочешь, с накидом, хочешь, без накида. И вот это занятие, в отличие от спиц, увлекло меня неимоверно!

Скоро у меня "в активе" тоже оказалось изрядное количество связанных кружочков. Для чего? Я говорила, что буду вязать жилет из круглых мотивов. А на самом деле, просто нравился процесс.

Как-то, будучи в библиотеке, увидела редкие по тем временам журналы по вязанию. В одном - несколько схем кружевных салфеток. Простых совсем, но тогда они казались мне верхом совершенства. Дома перерисовала схемы в тетрадку и принялась вязать. И как-то сразу стало получаться. Вскоре дело дошло до вязания тапочек, потом - до шарфов и несложных ажурных топиков (тогда их называли маечками).

Пригодилось и то, простейшее, вязание по кругу - я начала сооружать коврики! Не из пряжи, а из полосок ненужной ткани (в ход шли старые вещи - ткань разрезалась, потом с помощью веретена скручивалась в нить и сматывалась в клубок).

К вязанию спицами периодически возвращалась: и носки потихоньку освоила, и кофточки под маминым руководством вязала, и шапки. Но нечасто и без особого удовольствия. А вот крючок оказался моим инструментом - этот вид вязания был (и остаётся) для меня и самым лёгким, и самым увлекательным, интересным.

Конечно, мастером вязания я не стала. Но умею многое. И по-прежнему крючок мне ближе, чем спицы... И по готовым схемам вязать люблю (именно по схемам - не по описаниям, описания на меня скуку навевают, но иногда без них не обойтись), и сама импровизировать, сочинять узоры и фасоны могу.

Но это уже не воспоминания о детстве, это совсем другая история)))

А здесь - ссылки на несколько предыдущих публикаций из серии "Воспоминания о детстве":