В пору моего детства купание в реке было не просто одной из летних радостей, а, наверное, основным признаком лета. Действом, без которого невозможно представить каникулы. Явлением едва ли не сакральным)))
Причём, по деревенским традициям, период купания был весьма ограниченным во времени - не всё лето, нет! Строго от Троицы до Ильина дня. Раньше - ни-ни, и позже ни в коем случае. Считалось, что лишь в этот короткий период - месяца полтора или чуть больше - вода достаточно тёплая, чтобы можно было плескаться, не опасаясь простуды.
Вспоминаю, как в моей анкете (вы же помните толстые тетрадки с анкетами, популярные у школьниц?) подружка Маринка в ответ на вопрос о любимом празднике написала: "Троица". И тут же пояснила в скобочках: "можно купаться". Вот так, в пору почти победившего атеизма, любимым праздником оказался не Новый год, не день рождения, а религиозный праздник, с которого начиналось летнее счастье детворы)))
Что до Ильина дня - к тому времени ночи становились холодными, и даже если днём солнышко жарило вовсю, остывшая за ночь река не успевала толком прогреться. Чтобы отвадить ребятишек от реки, старушки говорили, что купаться с этого дня нельзя, потому что олень в воду... простите, свои дела сделал. Кое-кто смеялся и уточнял, что не олень, а Илья, на что старушки обижались и опять твердили про оленя...
Но как бы то ни было, период купаний оказывался недолгим, а потому старались использовать его максимально полно - бежали к воде в каждый погожий денёк, да не по разу. А вечерами хвастались друг перед дружкой - кто сколько раз за день успел искупаться.
В каждом курмыше (условном районе селения) были свои любимые места для купания. У нас - на Белой: тёплый "лягушатник" для маленьких и место "на камне" - для более старших детей и для взрослых.
Лягушатником называли небольшую заводь у берега, где течение замедлялось, за счёт чего вода прогревалась лучше. Перед началом каждого купального сезона заводь слегка углубляли экскаватором, но к концу лета река наносила новые камешки и песок, и лягушатник опять становился по колено глубиной. Но это же к концу лета, это не сразу...
Когда я была совсем мелкой, купаться меня водила бабушка. Ждала на скамейке на высоком берегу, пока я набултыхаюсь, и у неё наготове для меня было не только полотенце, но и большой кусок домашнего хлеба с солью. Не знаю, почему - от прохладной воды, что ли - но после купания у меня просыпался зверский аппетит, и если за столом маленькая я уныло гоняла еду по тарелке, то после купания готова была смолотить что угодно. Главное, чтобы сразу, на берегу)))
Когда купальщики перерастали "лягушатник", то переходили на другое место - на камень. Путь туда лежал через островок, занимающий середину реки (на этой галечной отмели было удобно оставлять вещи). А сам камень - большая плита - находился под водой ближе к противоположному берегу. Там уже было значительно глубже (но не настолько, чтобы возник повод для тревоги - до дна свободно доставали), а если влезть на сам камень, глубины оставалось по колено, а то и меньше. Находили его по ряби на воде. На камне отдыхали, сидя или зацепившись руками за край и болтаясь по течению, как водоросль))) С него любили и плюхаться в воду, поднимая брызги, и просто начинать заплыв, оттолкнувшись посильнее и придав себе ускорение.
Но прежде надо было преодолеть первое ощущение холода, когда только-только входишь в воду, и на контрасте с воздухом она кажется почти ледяной. Идёшь по мелководью, а другие купальщики, завидев пополнение в своих рядах, норовят встретить брызгами, и эти брызги кажутся такими холодными! Поэтому старались поскорее окунуться, ведь после первого погружения уже не было холодно. Подбадривали себя кричалками, на последнем слове (а то и слоге) которых следовало окунуться "по шейку". Помню такие:
Раз, два три - потонули корабли!
и
Бабка сеяла горох, и сказала: "Ох!"
В жару торчали в воде подолгу. И пока небо оставалось безоблачным - это был наилучший вариант для купальщиков, но если солнце пряталось за облако, становилось зябко, и тогда в ход шла закличка:
Солнышко Марея, выгляни скорее!
Срабатывало!)))
Если купание выпадало на вечернюю пору, в какой-то момент приходилось всем выбираться из воды и ждать, пока через реку перейдёт табун коров, возвращающихся домой. И потом ещё ждать некоторое время, чтобы улеглась поднятая ими муть. (Да, я знаю, что применительно к коровам говорят "стадо", а слово "табун" обычно относится к лошадям. Но "коровы в табуне" - ещё одна особенность узянского диалекта, и я ей следую).
А как здорово было купаться тёплым летним утром, я однажды уже рассказывала здесь:
А потом вдруг (как всегда "вдруг") наступал Ильин день, и о купаниях приходилось забыть до следующего лета.
Вот и воспоминания о купании я спешу выложить до этой даты - пока ещё можно)))
Спасибо за внимание!
- Несколько предыдущих публикаций из рубрики "Воспоминания о детстве:
#воспоминания о детстве, лт #воспоминания #лето #из прошлого