Гражданские автомобили на пассажирском пароме "Эстония", затонувшем в 1994 году, перевозили военную технику из Прибалтики в Швецию, подтвердили в четверг шведские вооруженные силы, сообщает SVT. 17 выживших не могли дать показания 27 лет после гибели судна.
Яльмар Экберг Скуг (Hjalmar Ekberg Skog), Илва Ларссон (Ylva Larsson)
Паром "Эстония" доставлял военные грузы из Прибалтики, а получателем стали шведские вооруженные силы, подтвердил новый документ. При этом подчеркивается, что речь идет об "электронном оборудовании, не связанном с оружейными системами", которое перевозилось на гражданских автомобилях.
"В начале 90-х прибалтийские страны стали независимыми, а Советский Союз распался, поэтому шведские вооруженные силы, безусловно, были заинтересованы в военной технике оттуда", — сказал Юнас Бекстранд, руководитель расследования гибели "Эстонии" при государственной комиссии по расследованию аварийных ситуаций.
Он подчеркнул, что новая информация вскрылась из показаний как бывших, так и действующих военнослужащих.
"С большинством случаев разобрались"
Полковник Андерс Стах подтвердил, что "техническое оборудование с соответствующей документацией" действительно перевозилось, но не смог объяснить, с какой целью. Почему для этого использовались гражданские автомобили, он также не уточнил.
"Мы поделились всем, что знаем на сегодняшний день, и с большинством случаев мы разобрались", — сообщил он.
Проект "Балтийская поддержка"
В письменном ответе шведских вооруженных аварийной комиссии упоминается проект "Балтийская поддержка" — шведская программа военной помощи, развернувшаяся в 1993-2003 годах. В ходе проекта техника перебрасывалась в Прибалтику, а также проводились комплексные программы обучения и разминирования. Но, по данным шведских вооруженных сил, узнать, какие именно корабли при этом использовались, по архивным данным невозможно.
Выжившие требуют повторного расследования
Недавно 17 переживших гибель "Эстонии" опубликовали в газете Dagens Nyheter открытое письмо, потребовав выделить дополнительные ресурсы на исчерпывающее расследование причин аварии. Они подчеркнули, что дать показания они смогли лишь спустя 27 лет после гибели судна, а выводы расследования 1997 года "не вполне сочетаются с их собственным опытом".
"Если в 90-е годы это расследование считалось деликатным из соображений политики безопасности и в силу того, что Швеция формально отстаивала свой внеблоковый статус, то, возможно, сегодня обстоятельства изменились?" — пишут авторы письма.
Автомобили с военной техникой
С момента гибели "Эстонии" 28 сентября 1994 года ходят слухи, что в ночь аварии на борту парома находился некий военный груз. Однако комиссия эту версию отклонила как несостоятельные домыслы. Автомобильная палуба "Эстонии" никогда не проверялась. Но в 2004 году SVT выяснила, что минимум дважды — за две недели и за неделю до аварии — паром привозил в Швецию автомобили с военной техникой.
Перевозки организовали шведские вооруженные силы — вероятно, в сотрудничестве с сотрудниками группы Ericsson. Таможня позже подтвердила, что пообещала военным не проверять груз автомобилей.
Признание шведских вооруженных сил связано с повторным расследованием крушения "Эстонии", которое ведется в течение двух лет. Причиной послужил документальный фильм, обнаруживший в корпусе корабля прежде неизвестную пробоину. В рамках следствия военных попросили уточнить вопрос перевозки техники, однако точные даты пока выяснить не удалось.
Пассажирский паром "Эстония" затонул в ночь на 28 сентября 1994 года на полпути между Таллином и Стокгольмом. В результате катастрофы погибло 852 человека, из них 501 швед.