Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1924 ГОД

Обложка журнала "Мир приключений". Изображение взято из открытых источников.
Обложка журнала "Мир приключений". Изображение взято из открытых источников.

Если советские любители фантастики тех первых лет советской власти так же гонялись за новинками, как их потомки, то 1924 год их не разочаровал. Пишущих фантастику авторов и созданных ими произведений становилось все больше. Фантастические рассказы и повести публиковались в самых разных журналах и газетах. В рассматриваемом нами году состоялся литературный дебют будущего классика нашей НФ Александра Романовича Беляева. Правда пока с реалистическим рассказом «В степях Киргизии». Зато другие авторы дали волю своему воображению.

Обложка романа Мариэтта Шагинян "Месс-Менд". Изображение взято из открытых источников.
Обложка романа Мариэтта Шагинян "Месс-Менд". Изображение взято из открытых источников.

Мариэтта Сергеевна Шагинян родилась 1888 году. Судьба отмерила ей долгую жизнь — без малого сто лет. И эта жизнь вместила многое. В 1912 году окончила историко-филологический факультет Высших женских курсов. Изучала философию в Гейдельбергском университете. Сотрудничала с газетами, издаваемыми на юге России. Писала стихи. «Девы нет меня благоуханней...» — эти строчки молодой поэтессы в те годы знала вся читающая Россия. С восторгом приняла Октябрьскую революцию. Сотрудничала с советской прессой. В 1930-е окончила Плановую академию Госплана, где изучала отнюдь не литературу. Тем не менее главным в ее жизни стало литературное творчество, а большая часть написанных Шагинян произведений посвящена биографии В.И. Ленина. В 1951 году стала лауреатом Сталинской премии третьей степени, в 1972 — Ленинской, в 1976 году стала Героем Социалистического Труда. Скончалась Мариэтта Шагинян в 1982 году.

Иллюстрация к роману Мариэтты Шагинян "Месс-Менд, или Янки в Петрограде".
Иллюстрация к роману Мариэтты Шагинян "Месс-Менд, или Янки в Петрограде".

В 1924 году выходит самый знаменитый роман писательницы «Месс-Менд, или приключения Янки в Петрограде», опубликованный под псевдонимом Джим Доллар. Американские рабочие, вдохновленные Октябрьской революцией, создают тайный пролетарский союз «Менд-Месс», чтобы построить в родной стране социализм. Сила этого союза заключается в тайной власти рабочих над создаваемыми ими вещами. Необходимо было быть не покорным исполнителем, а истинным Творцом с большой буквы, изучить секретные свойства материалов и вещей, для того, чтобы приобрести неограниченную власть над буржуями, которые, как известно, являются рабами вещей. Однако руководители союза Мик Тингсмастер и Сорроу, а так же их помощники, рабочие парни Лорри Лэн, Виллингс, Нэд, Бигс, Том ван Гоп сталкиваются с другой тайной организацией — Союзом фашистов, который возглавляет итальянский принц Грегорио Чиче. Фашисты готовятся устраивать диверсии в СССР, но менд-мессовцы разоблачают эти происки. Финал романа можно считать закономерным для того времени:

«Спина оголенного человека была в железном футляре.

Лепсиус кинулся к нему, заглянул во все стороны, нашел металлические пряжки, какие бывали на старых книжных фолиантах, и лихорадочно начал их отстегивать. Одна, другая, третья…

Снимайте футляр!

Милиционеры рванули, на минуту выпустив Чиче. В ту же секунду потрясающий вопль вырвался из тысячи уст. На стол прыгнул зверь с изогнутым, как у кошки, хребтом. Он соскочил со стола в зал и на четвереньках понесся, едва касаясь пола, к выходу.

Держите его! — истерически крикнул Лепсиус. — Это бесподобный, законченный объект!

Но ни одна душа не могла бы задержать Чиче. Толпа с воплем шарахнулась от него, и он мчался к свободному проходу до тех пор, пока громовый голос Тингсмастера не крикнул:

Бьюти!

Тогда наперерез бегущему Чиче выросла белая фигура собаки. Бьюти, рыча, пересекла ему путь, но тут произошло нечто непостижимое. Шерсть на собаке стала дыбом, пасть ее жалобно оскалилась, она затряслась и отступила.

Проход был свободен. Чиче прыгнул к дверям мимо шарахнувшейся от него в смятении толпы. Еще секунда — и ночной петербургский сумрак поглотил бы его. Но тут в воздухе просвистела пуля. Красноармеец, неподвижно стоявший у запасного выхода, спокойно опустил к ногам дуло своего ружья. Полузверь-получеловек с пробитым пулей черепом рухнул на пол, не добравшись до двери...»

Фотография М.С. Шагинян. Изображение взято из открытых источников.
Фотография М.С. Шагинян. Изображение взято из открытых источников.

Не менее впечатляющим стал фантастический роман «Пылающие бездны». «Космическая опера» редкий зверь в советской фантастике, так вот родоначальником этого жанра в отечественной литературе вполне можно считать Николая Муханова.

Иллюстрация к первому изданию романа Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к первому изданию романа Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников

Николай Иванович Муханов родился в 1882 году. С детства увлекался театром. Был актером и помощником режиссера. Сотрудничал с газетами. После революции выступал за сохранение классического репертуара в советских театрах. Писал стихи и фантастические рассказы. Скончался в 1942 году.

Иллюстрация к первому изданию романа Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников.
Иллюстрация к первому изданию романа Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников.

Вероятнее всего именно увлечение театром повлияло на стилистику его единственного романа. Действие «Пылающих бездн» разворачивается в XXV веке. Не сумев мирным путем поделить пояс астероидов, который содержал крайне ценный химический элемент небулий, без которого невозможно функционирование земной и марсианской техники — Земля и Марс приступили к военным действиям. Применяемое при этом оружие сделает честь фантазии любого современного автора. Противниками землян правит тайное общество ларгомерогов, которое поставило перед собою цель утвердить гегемонию Марса над всеми обитаемыми планетами.

Иллюстрация к первому изданию романа Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников.
Иллюстрация к первому изданию романа Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников.

«— Слово принадлежит начальнику междупланетного флота Федерации Земли, — Гени Оро-Моску, — провозгласил председатель.

На трибуну порывисто взошел человек лет 40, вполне отвечающий тому идеалу красоты, который господствовал на Земле в последнее столетие: легко-подвижной, гармонически сложенный, сухой и жилистый, с выпуклой широкой грудью и тонкой стройной талией, с превосходно развитой черепной коробкой, с молниеносным взглядом глубоких темных глаз и с чрезвычайно маленьким ртом, при далеко выдавшемся вперед подбородке.

Высокое Собрание! Мой девиз — «не говорить, а действовать», поэтому заранее прошу извинения за те шероховатости, которые встретятся в моей речи. Междупланетный флот Федерации насчитывает сто миллионов крупных и полмиллиарда мелких боевых единиц. Средства истребления вам известны, это — на мелких судах сигма— и тау-лучи небулия, на крупных фита-лучи того же элемента. Познакомлю вас со скоростью и свойствами этих средств нападения. Скорость лучей-сигма — 180.000 километров в секунду; они разлагают на составные части всякую сложную материю, встречающуюся на их пути. Тау-лучи, достигающие скорости 200.000 километров, испепеляют встречную материю в атомную пыль. Наконец, фита-лучи, имеющие скорость до 220.000 километров в секунду, превращают всё лежащее на их пути в стихийную силу нового вида, обращающуюся под их действием в попятное движение. Против каждого из видов этой разрушительной энергии существует контр-энергия, сущность которой является военной тайной и выражается формулами, понятными нашим специалистам. Охотно допускаю, что эти формулы известны нашим противникам, равно как и мы знаем все тайны нашего врага не хуже его самого. Разумеется, этим не стоит смущаться. Число боевых единиц Федерации Марса... больше нашего. Средства истребления и защиты — те же. Кроме этого, как с нашей стороны, так, вероятно, и со стороны врага будут применены новые, секретные методы борьбы, — результат достижения военной техники последних месяцев. Этим так же не следует смущаться. В виде наглядной иллюстрации могу добавить следующее: если бы все средства разрушения, имеющиеся в распоряжении враждующих сторон, сегодня были направлены на известные мишени и не встретили противодействия, — завтра по путям эклиптики Земли и Марса клубились бы лишь скопления первичной туманной материи. Впрочем, и этим не следует смущаться. Я кончил, Высокое Собрание!»

Иллюстрация к первому изданию романа Николая Муханова "Пылающие бездны". изображение взято из открытых источников.
Иллюстрация к первому изданию романа Николая Муханова "Пылающие бездны". изображение взято из открытых источников.

Следующий год 1925. Посмотрим, что преподнесла тогда своим читателям Любимая Дочь Эпохи?