Африка, как часть Старого света, была известна европейцам с незапамятных времен. В средние века и в начале нового времени основной поток золота в Европу и Азию шел из Черной Африки, что к югу от Сахары. Тем не менее, этот благодатный край не был завоеван в первую очередь и сохранял независимость до 19-го столетия. Тогда как дальняя и неизведанная Америка была освоена еще в 16-17-х веках.
Но почему? Это ведь не логично?!
Начать нужно с того, что в эпоху великих географических открытий страны запада отправляли свои галеоны за море совсем не с целью захвата территорий. Их главной задачей было проложить торговые пути в Индию и Китай, которые были прерваны после расширения Османской империи. К экспансии как таковой еще никто не стремился, и европейцев куда больше интересовали деньги. А их куда легче добыть в результате торговли, а не войны.
Конечно, одно другому не мешало. Когда стало ясно, что индейские государства Северной и Южной Америки буквально купаются в серебре и золоте, когда конкистадорам стало понятно, что их многотысячные армии может разбить горстка людей, когда население целых стран вымирало и разбегалось от неизвестных болезней, стало ясно, что их будет несложно завоевать. Только после этого испанцы начали завоевание инков, майя и ацтеков, тогда как ранее они спокойно сидели на Карибских островах, где местные дикари были для них не опасны.
С черным континентом же была совсем другая история. 16-й век оказался пиком развития африканских государств: Сонгай, Ифе, Бенин, Конго, Ойо, Луба, Дагомея - все они были достаточно сильны, чтобы сбросить завоевателей в море. У них даже имелось в наличии огнестрельное оружие, полученное от арабов, а уровень развития кузнечного дела находился на достаточной высоте. Никто из них не боялся белых людей и не считал всадников богами или новым видом животных.
Другая причина состояла в том, что у европейцев и африканцев общий иммунологический профиль - местных нельзя было истребить, подбросив им несколько зараженных оспой одеял. Тогда как климат Африки варьируется от пустынного до тропического, и многие неизвестные белым болячки тут в высшей степени распространены.
Так называемый Рабовладельческий берег, т.е. побережье к югу от Сахары, в 16-18-х веках называлось "могилой белого человека" - средний срок жизни европейца здесь составлял всего пару месяцев. Это изменилось только в середине 19-го столетия, когда были придуманы необходимые для выживания здесь вакцины. Именно тогда и стартовала "битва за Африку". Тогда как в Америке условия для жизни были куда более благоприятными.
Также, в Америке конкистадоры нашли специи, ценные металлы, новые сельскохозяйственный культуры, которые хорошо подходили для стран с умеренным климатом. В Африке такое тоже было можно найти, но это обнаружили значительно позже. К тому же, это весьма протяженный континент, и для получения необходимого приходилось бы отдаляться от побережья. Но к югу от Сахары расположена зона обитания мухи цеце, а значит, лошади падут от сонной болезни.
Совместно все эти факторы сильно снижали прибыльность колонизации. По этой причине те или иные европейские страны просто создавали тут торговые фактории и порты для стоянки и починки кораблей, где они могли получить отдых, воду и пищу во время многомесячного пути в Китай и Индию. Португалия, Испания, Англия, Голландия и Франция прикинули дебет с кредитом, и решили осваивать более благоприятные места. До поры, до времени, они вели с африканцами взаимовыгодную торговлю, причем, едва ли не главным интересующим их товаром являлись рабы.
Только развитие военных и медицинских технологий сделали преимущество запада над Африкой необратимым. И лишь после этого европейцы начали покорять этот континент.