Найти тему
СофтБаланс

Как производственному предприятию сохранить типовое закрытие месяца в 1С:ERP

Оглавление

В этой статье расскажем, как мы решили задачи автоматизации производственного учета в 1С:ERP и при этом сохранили закрытие месяца типовым у нашего клиента – компании "Торговый дом "Петробумага".

Задачи внедрения системы 1С:ERP

В момент обращения к нам в компании заказчика использовалась система 1С:Комплексная автоматизация, которая не покрывала в полном объеме потребности производственного учета. Было принято решение о переходе на 1С:ERP Управление предприятием. Перед специалистами стояли следующие задачи:

  • Реализация учета производства с внутренней давальческой переработкой;
  • Распределение расходов по направлениям деятельности с ВГО и по всем организациям;
  • Отражение финансового результата в подсистеме Бюджетирования.

Дальше рассмотрим решения, которые предложили специалисты группы компаний "СофтБаланс".

Задачи автоматизации производственного учета

  • Реализовать учет производства с внутренней давальческой переработкой;
  • Учет ответственного хранения на собственном складе;
  • Сохранить существующий функционал оперативного учета производства, так как он учитывал нюансы и специфику компании;
  • Интегрировать функционал заказчика в 1С:ERP так, чтобы работало закрытие типовое месяца.
  • Минимизировать пользовательский документооборот в системе без потери функциональности.

Особенности ключевого бизнес-процесса заказчика

В организации несколько юридических лиц. Склад при производстве, товары, сырье и продукция принадлежат одному юридическому лицу, а хранение на складе и переработка на производстве осуществляется другим юридическим лицом.

Учитывая этот фактор, алгоритм процесса выглядит следующим образом:

  1. Поступление сырья от поставщика в «Юр. лицо 1»;
  2. Передача сырья на ответственное хранение в «Юр. лицо 2» в рамках одного склада;
  3. Появление потребности в переработке сырья под заказ клиента;
  4. Возврат сырья с ответственного хранения в «Юр. лицо 1»;
  5. Передача сырья в производство «Юр. лицо 2» по давальческой схеме;
  6. Поступление продукции из производства на склад в «Юр. лицо 1» по давальческой схеме;
  7. Передача на ответственное хранение «Юр. лицо 2» на ответственное хранение;
  8. Реализация товара от «Юр. лицо 1» с возвратом с ответственного хранения.
Из-за большого количества манипуляций между юридическими лицами встал вопрос: "Как это реализовать в системе, чтобы пользователи не занимались только оформлением документов?"

Решения задач производственного учета заказчика

Для учета ответственного хранения на собственном складе есть удобная настройка, которая часто используется в таких ситуациях.

Типовая настройка ответственного хранения на складе
Типовая настройка ответственного хранения на складе

Весь товар, который хранится на складе, передается на ответственное хранение одному юридическому лицу. В настройке можно указать, что товар передается собственной организации либо стороннему партнеру. То есть этот склад сразу привязывается к определенному юридическому лицу.

В этом случае в движениях по складам будут либо поступления на ответственное хранение, либо возвращения. Все фиксируется обычными документами оперативного учета.

Журнал учета ТМЦ, сданных на хранение
Журнал учета ТМЦ, сданных на хранение

Какие здесь есть особенности? Первое – можно посмотреть журнал учета ТМЦ, но без проводок и движений по регламентированному учету.

Второе – нельзя разделить функции. Однако есть отдельный функционал, который позволяет отражать документы передачи на ответственное хранение, возврат, выкуп. Он требует оформления документов, что не всегда удобно. Например, в описанном случае нужно формировать печатные формы и журнал учета товарно-материальной ценностей, сданных на хранение.

В системе на текущий момент нет возможности реализовать механизм интеркампани по давальческой схеме между организациями. Нужно генерировать отдельные пакеты документов:

  • по передаче переработчику;
  • по давальческой переработке у другого юридического лица.
Генерация пакета документов давальческой переработки на основании данных оперативного учета
Генерация пакета документов давальческой переработки на основании данных оперативного учета

В верхней части скриншота указаны документы на стороне давальца, а в нижней части – на стороне переработчика.

В ручном режиме сформировать все документы затруднительно. К тому же надо учитывать скрытую ордерную схему: по всем документам движения товаров формируются приходные и расходные ордера.

Необходимо было упростить этот процесс, поскольку в организации только один пользователь, который отвечает за переработку.

Документооборот нужен для учета движения товаров и взаиморасчетов между юридическими лицами. Но в части оперативного учета он никаких функций по контролю не несет.

-5

У заказчика свой оперативный контур, который передает информацию по количеству переработанного сырья. Например, на скриншоте отражено количество материала, которое было использовано, и количество продукции, которая была выпущена по Заказу на резку. В системе отражаются этапы и их даты выполнения. По команде "Сгенерировать документы" менеджер может автоматически сформировать весь пакет документов на переработку:

  • на списание сырья,
  • передачу сырья,
  • поступление готовой продукции.
Документ "Производство без заказа"
Документ "Производство без заказа"

Производство отражается через документ "Производства без заказа" – упрощенный документ по назначению заказа давальца.

Таким образом специалисты решили задачу, как интегрировать оперативный контур заказчика в типовую систему закрытия месяца в 1С:ERP.

В целом, при реализации подобных доработок нужно:

  • Определить роли пользователей, которые участвуют в процессе. У заказчика не было отдельного процесса по давальческой переработке с разделением пользователей по ролям. Документы в системе нужны только для учета по регламентированному контуру. Они формируются по нажатию кнопки, а весь документооборот остается скрыт – он не нужен пользователю.
  • Определить контрольные точки процесса в системе. Если нужно отслеживать действия, выполненные определенными пользователями, то нужен другой подход;
  • Релиз системы и обновление.

Какие планы у 1С на разработку функционала? Сейчас уже изменен функционал переработчика на редакции 2.5.9. В 2023 году фирма 1С обещает реализовать схему интеркампани по давальческой переработке. Это значит, что описанный выше функционал может быть реализован в типовом контуре, и не будет необходимости доработок.

С другой стороны, после внесения изменений функционал нужно адаптировать. Поэтому всегда нужно соотносить: если нет острой потребности в срочных доработках, и планируется реализовать аналогичный типовой функционал, то лучше стараться минимизировать изменения и дождаться обновления.

Финансовый анализ в подсистеме Бюджетирования 1С:ERP

При автоматизации мы часто сталкиваемся с вопросом финансового анализа – компании чаще стали разделять регламентированный и управленческий учет.

Настройка правил получения фактических данных. Установка настроек по исключению ВГО
Настройка правил получения фактических данных. Установка настроек по исключению ВГО

Одна из главных задач управленческого учета – анализ финансовой деятельности по компании в целом, а также в разрезе отдельных направлений. Зачастую мешает большое количество юридических лиц в компании. Специалисты обходят эту проблему с внутригрупповыми оборотами (ВГО) через бюджетирование.

Отчет по фактической выручке
Отчет по фактической выручке

В типовых конфигурациях база распределения расходов по направлениям деятельности берется в рамках юридических лиц. Когда необходимо анализировать информацию по компании в целом, можно обратиться к таблицам подсистемы Бюджетирования.

Обязательно уделите время проработке аналитических разрезов для управленческого учета. А также потоков интеркампани, чтобы выявить все нюансы ВГО. Про подсистему Бюджетирования мы писали в отдельной статье.

Распределение расходов по направлениям деятельности

Инструмент распределения расходов по направлениям деятельности часто используется, но типовые решения не всегда подходят заказчику.

Так, например, в типовой конфигурации база распределения расходов по выручке не корректна с учетом ВГО. Распределение расходов по направлениям деятельности происходит внутри каждого юридического лица, и база распределения берется только по юридическому лицу, а часто необходимо по компании в целом.

Формирование базы распределения без учета ВГО
Формирование базы распределения без учета ВГО

Специалисты ГК "СофтБаланс" разработали АРМ, который получает данные базы распределения расходов по компании в целом по данным подсистемы Бюджетирования.

Тонкая настройка базы распределения
Тонкая настройка базы распределения

Настройки базы распределения делаются по возможности максимально гибкими для заказчика. Обновления конфигурации с учетом АРМов происходит быстро.

Реклассификация расходов
Реклассификация расходов
Регистрация расходов
Регистрация расходов

Из АРМа создаются документы отражения прочих доходов и расходов с типом операции "Реклассификации расходов" и "Регистрации расходов". Это позволяет оставлять конфигурацию и закрытие месяца типовыми.

Мы советуем подумать об АРМе, если вопрос решается ручными средствами с помощью документов отражения прочих доходов и расходов.

Отдельно нужно отметить, что заказчик перешел с системы 1С:Комплексная автоматизация 2 на 1С:ERP за очень короткий срок. В октябре специалисты провели моделирование по производственным и финансовым операциям. Уже с января 2022 года система была запущена в работу. В течение трех месяцев АРМы были доработаны, и заказчик закрывал первый квартал уже в 1С:ERP.

Решающую роль в успехе проекта сыграла вовлеченность заказчика и быстрое принятие решений.