Вопреки стереотипам, монгольская степь в значительной своей части не такая уж и суровая, если сравнивать с соседним Китаем или даже с Казахстаном и югом российского Забайкальского края.
Монголия в целом довольно приподнята над уровнем моря - в среднем не меньше километра - и благодаря этому трава в просторных и пологих долинах в центральной части этой страны всегда зелёная.
Но с юга к монгольским плато подступают пески пустыни Гоби ("Гоби" или "Говь" с монгольского буквально переводится как "пустыня"), а на западе в огромном понижении лежит целая группа больших озёр, оставшихся от пересохшего водоёма масштаба Аральского моря.
Котловина Больших озёр гораздо ниже центральной части Монголии, и занята полупустынным ландшафтом, малообитаемым даже по монгольским меркам.
Тут за полчаса езды можно не увидеть ни одной юрты.
А кое-где тут уже настоящая пустыня.
Редкие-редкие населённые пункты выглядят как настоящий фронтир.
Впрочем, часть озёр всё же пресные. Но текущие со склонов Монгольского Алтая реки, проходя через них, всё же заканчивают свой путь в бессточных солёных озёрах.
И в конце самой длинной такой реки Завхан находится озеро Хьяргас-Нур (Хяргас-Нуур), которое первым встречает едущих со стороны Улан-Батора.
Со своими 1,5 тысячами квадратных километров площади Хьяргас-Нур - не первое и даже не второе по величине озеро Монголии, но в котловине Больших озёр оно - первое по объёму воды.
Берега Хяргас-Нура безжизненны, каменисты.
Но козы всё равно находят чем перекусить в этой пустыне.
Они даже воду из озера пьют!
Впрочем, разве у них есть альтернатива?
Хотя вода не такая уж и противная на вкус - не как в Мёртвом море, а скорее как в Средиземном.
Купаться и потом не принимать душ (которого тут всё равно нет) вполне комфортно.
Но настоящие хозяева этих мест - это не козы и тем более не люди, а суслики с ящерицами.
Длинная-длинная, недавно асфальтированная дорога Улан-Батор - Улан-Гом довольно долго идёт по северному берегу озера.
И там образовалось немного туристической инфраструктуры.
Хороший асфальт на этой трансмонгольской (центр - запад) магистрали, которая ещё недавно представляла собой лишь колеи в степи не бесплатен: через каждые пару сотен километров попадаются пункты оплаты.
Насколько я помню, пользование этой незаменимой дорогой обходится водителям не так уж дорого - каждый раз подвозившие нас платили что-то в районе 100 рублей на наши деньги.