Найти в Дзене
Заметки Моргора

Ныне забытый спутник Деда Мороза

В своей прошлой заметке я упомянул про некого мальчика Нового года, от которого Снегурочке достался цвет её одеяний, ставший традиционным.

Может быть, кто-нибудь и помнит сего персонажа, поскольку из дореволюционных российских открыток он со временем переместился на советские.

Дореволюционная рождественская открытка
Дореволюционная рождественская открытка
Советская новогодняя открытка
Советская новогодняя открытка

И в советской мультипликации побывал – в мультфильмах «Зимняя сказка» и «Новогодняя ночь».

И песни про него пели. Вот, например, строки из песни Дмитрия Дунаева:

Лесные закоулки, снежинок звездопад,
Хрустальные сосульки серёжками висят.
Среди могучих елей, ведущих хоровод,
Плетётся еле-еле ушедший Старый Год.
А ему навстречу радостно идёт
Через поздний вечер мальчик Новый год.

Такой, в общем, образ приходящего года в виде маленького мальчика, олицетворение – всё-то у него, удалого мальца, впереди, всё ему по плечу, со всем справится.

А истоки сего персонажа лежат в русской обрядности. Привожу цитату из книги Анны Фёдоровны Некрыловой «Уроки воспитания сквозь призму истории: традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX–начале XX вв.»:

В канун Нового года в Псковской губернии разыгрывалась такая сценка: перед полночью один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, другой – обычно мальчишка – надевал красную рубашку и белую шапку. «Старик» – уходящий год садился на стул посреди избы. В полночь в избу радостно вбегал мальчик – Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. Старый год при общих криках, насмешках, погоняемый веником, выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали здоровья и добра. Дети, приплясывая, выкрикивали: «Новый год пришёл, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ, Солнышко встречать, Мороз прогонять!»

Олицетворение нового цикла жизни через маленького (а то и новорожденного) ребёнка распространено и в других культурах, поскольку, следуя магическому принципу подобия и уподобления, напрашивается само собой, и персонификация наступающего года в виде мальчика нашла своё отображение не только в российских или советских праздничных открытках.

Американская открытка 1909 года
Американская открытка 1909 года
Датская открытка 1911 года
Датская открытка 1911 года
Американская открытка 1913 года
Американская открытка 1913 года
Итальянская открытка 1940 года
Итальянская открытка 1940 года

См. также: