Когда сложный ребенок с ментальными нарушениями находится в специализированном учреждении, где с ним работают различные специалисты, то, конечно же, множественные процедуры и занятия неизбежно разделятся на более важные и менее.
Ну, например, если ребенку крайне необходимы какие-нибудь процедуры на специальном современном оборудовании или занятия с дефектологами по самым модным методикам, то без тех же "кружков по фото" ребенок может и обойтись (к слову, в нашем спецучреждении - есть такой кружок, серьезно).
А еще есть музыкальные занятия
Но для ребят с ОВЗ обычные "уроки пения" не подходят (хотя бы даже из-за того, что поёт из них разве что половинка процента). А слово "вокализировать" - к вокалу совершенно никакого отношения не имеет. Когда ребенок под музыку "вокализирует" - это значит, что он просто кричит.
И здесь уже учитель ставит вопрос о том, нужны ли такому ребенку вообще музыкальные занятия. Например, многие детки с РАС испытывают к музыке, мягко говоря, неприязнь!
Но зато есть такие дети, которые слушают музыку, открыв рот, закрыв глаза, покачиваясь, улыбаясь, когда музыка плавная и мелодичная. А когда звучит что-то бодрое и веселое - ребята сами пускаются в пляс, даже этого не замечая.
Кирилл
Был недавно среди наших воспитанников большой мальчик Кирилл (с РАС). Большой - только по росту и широким плечам. Ну и возраст 13 лет - тоже довольно солидный.
Но по навыкам, умениям, поведению - Кирилл был маленький-маленький. Просто сидел на каждом уроке, опершись на стол и грустно-грустно смотрел в одну точку (у нас на творческих кружках - беспрестанно смотрел на пакет с черновиками, висящий на спинке стула). А учителя - "рукой в руке" с ним рисовали, лепили, клеили. Но Кирилл не вырывал свои руки и не откидывал руки педагога, не сопротивлялся, был управляем, как добрый поролоновый Петрушка.
А на музыкальных занятиях
Кирилл сидел, в основном тоже безучастно глядя на синтезатор. А ведь педагог и пела, и плясала, и скакала. Но... она замечала, что мальчик время от времени улыбался, правда ненадолго и в полусонном состоянии. Но ведь было!
А еще - он на этом занятии брал в руки ложки. Нет, не играл на них, хоть педагог его этому учила: никаких излишеств, просто ритмично стучать ложечками друг о друга. Он просто сидел с ложками в руках, бережно держал и не кидал, как другие ребята.
Вот это да!
Так как музыкальный кабинет находится рядом с нашим, буквально через тонкую стеночку, то мы с нашими "педагогами-кружковцами" прекрасно слышим, что происходит там.
Кроме музыки - оттуда часто доносятся и "стуки-грюки", и плач, и вопли. Но вдруг однажды... за стеной полился приятный, ну просто очень приятный и чистый молодой голос! То лирично, то задорно и игриво! А песенки - и народные, и про зверей, и из "Бременских музыкантов". Еще и не просто под аккомпанемент синтезатора, но и с четким ритмом бубна или тех же ложек... Но как такое возможно? Ведь в это время у нашего учителя музыки как раз молчун Кирилл занимается! Надо зайти, взглянуть на таинственного вокалиста!
Чудес не бывает. Или...
Конечно, это был не Кирилл. Точнее - занятие-то было у Кирилла, но пела песенки... его мама! Вот прямо такая картина: мальчик сидит в привычной позе, с "молчаливыми" ложками в руках, а мама - улыбается, жестикулирует и... поёт! Под "колыбельную медведицы" - даже сама музрук, аккомпанируя, расплывалась в улыбке.
А когда они завели песню "Самара-городок", мама выскочила с ложками в центр кабинета! И так она здорово пела, и на ложках играла, что ее мальчик аж зашевелился (а я ведь заметила, что он даже ступнёй в такт подергивать начал). Значит, "завела" его мама?
А у мамы во время пения было настолько счастливое лицо, как будто она выступает на большущем стадионе, а многотысячная толпа машет ее плакатами! И мамин позитив - быстренько передался нам с коллегой. Тоже стоим, подпеваем и наслаждаемся (хоть и половины слов не знаем).
После занятия
Мамочка так от души благодарила учительницу, что чуть не плакала. А еще говорила, что последний раз вот так пела у себя в поселке, в клубе, давно-давно, когда Кирюши еще не было.
И ничего, что Кириллу музыкальные занятия мало что дают. Зато для мамы получилась как раз "та самая музыкотерапия"! Стало быть, не зря в таких учреждениях существуют музыкальные занятия?
Вот и Вам, дорогие читатели, пожелаю, чтобы всё, что Вы делаете, было не зря!
поддержать автора:
карта Сбербанк 2202 2002 8527 4302
визитка на донат (теперь такая)