Найти тему
Вестник VR

Кружок по робототехнике и модуль на уроке технологии: основные отличия

Робототехника — явление не новое. Но если дополнительные кружки появились ещё несколько лет назад, то модуль «Робототехника» на уроке технологии только начинает внедряться. Чем они отличаются и что нужно знать учителю, который собирается преподавать робототехнику в рамках технологии? Поговорили об этом с Игорем Ворониным, автором учебников по технологии, руководителем отдела информационных технологий ИПЛИТ РАН, основателем и соавтором проекта образовательной робототехники «УМКИ».

С 1 сентября 2022 года модуль «Робототехника» появился на уроке технологии. В некоторых школах и до этого преподавали робототехнику, но в рамках дополнительных занятий.

Почему робототехника стала обязательным модулем?

Всё очень просто: в нашей стране есть недостаток в элементах технического развития. Чтобы преодолеть это, необходимо развивать технические навыки. И, чтобы в будущем создавать конкурентоспособные технологические продукты, начинать нужно прямо со школьной скамьи.

Поэтому теперь, в рамках технологии, ребята могут попробовать себя не только в робототехнике, но и в 3D-моделировании, компьютерной графике и других сферах, и выбрать, в чём бы они хотели развиваться дальше, в университете.

Что включает в себя образовательная робототехника?

На кружках и на уроках технологии робототехнику преподают примерно одинаково. Она включает в себя теоретическую и практическую части. Сначала ребята должны понять, что такое светодиод, резистор и транзистор, кнопки включения и т.д.

После этого начинается сборка элементарных электрических схем на макетных платах. В образовательных целях лучше использовать беспаечные макетные платы — это безопаснее. Светодиоды загорелись — отлично, идём дальше.

Следующий этап — языки визуального программирования. Например, Scratch, Snap и другие. Чтобы разобраться с этим, у школьников уже должно быть представление о переменных, последовательности действий, циклах и разветвлениях.

Игорь Воронин, автор учебников по технологии и руководитель отдела информационных технологий ИПЛИТ РАН, основатель и соавтор проекта образовательной робототехники «УМКИ»:

«К своему удивлению, я обнаружил, что многие ребята не ориентируются в механических часах со стрелками. Они понимают время только по электронным часам. Нынешнее поколение отличается от нас и мыслит другими категориями. Это не хорошо и не плохо, это нормально. То же самое касается тех же переменных. Если для меня это очевидно, но для многих детей является непонятным. Поэтому теория важна не меньше практики. Если ребёнок не знает, что такое переменные и для чего они нужны, нужно обязательно разобрать это на уроке. В дальнейшем это поможет ему в написании программного кода — он должен быть логичным и понятным всем, не только самому разработчику. Базовые знания и навыки будущих разработчиков закладываются ещё на этапе школьных занятий».

Несмотря на то, что содержание модуля «Робототехника» на уроках технологии и дополнительных занятиях очень похоже, различия в самих форматах всё же есть. Разберём их поподробнее.

Заинтересованность обучающихся

Самое большое отличие не столько в наполнение курса, а сколько в целевой аудитории. Ребята, которые приходили на кружки по робототехнике, были заинтересованы в этом. Кто-то занимается спортом, кто-то рисует или пишет стихи, а есть дети, увлекающиеся робототехническим творчеством.

Урок технологии по модулю «Робототехника» обязателен для всех учеников — мальчиков и девочек, гуманитариев и технарей. Понятно, что не всем интересна робототехника, но изучать её всё равно придётся.

Скорость освоения материала

Это отличие вытекает из предыдущего. На дополнительное занятие приходили 5-7 человек, они с интересом разбирались в робототехнике. С такими мотивированными детьми можно пройти весь материал гораздо быстрее.

Представьте, в среднем в школьном классе обучается 20 человек. Один быстро справляется с заданием и просит дать ему следующую задачу, другой совсем ничего не понимает. Бросить такого ученика в беде нельзя — необходимо, что весь класс усвоил материал. Поэтому то, что на кружках проходили ребята за год, в школьных классах ученики того же возраста могут изучать два года.

Что делать учителю в такой ситуации?

Нужно понимать, что на урок придут совершенно разные ребята. Для одних, которые схватывают на лету, нужно заранее подготовить дополнительные задания, чтобы они не скучали и не занимались посторонними делами. Для других, кто справляется немного хуже, — найти задание попроще. На каждый урок учителю нужно приходить с заданиями разных уровней, чтобы увлечь всех присутствующих.

Помочь в этом может Цифровая мастерская Modum CORAL — набор цифровых материалов для преподавания робототехники на уроке технологии.

Как это работает?

На интерактивной панели в классе учитель запускает слайдовый курс по теме урока. Он содержит не только теорию, но и интерактивные упражнения, чтобы вовлечь школьников в процесс обучения. Так им будет проще разобраться в теме, запомнить новый материал или отработать полученные навыки.

Для закрепления пройденного материала ребята проходят проверочные задания и тесты. Учитель контролирует, кто действительно усвоил тему и готов приступить к следующему уроку. На практическом занятии учитель предлагает ученикам на интерактивной панели или на своих компьютерах зайти в 3D-приложение. В виртуальной мастерской обучающиеся могут взаимодействовать с роботами и алгоритмами и проводить собственные эксперименты.

Учителю нужно всегда помнить о том, что на урок технологии, в отличие от робототехнического кружка, приходят дети с разными способностями и интересами. Поэтому важно менять не содержание самого урока, а подход к преподаванию. Учитывайте особенности каждого ребёнка и старайтесь его заинтересовать — например, с помощью интерактивных курсов и упражнений.