Вспоминаю одно из путешествий в Баунтовский эвенкийский район, словно это было вчера. Север притягивает, как магнит. Однажды побывав здесь, ты либо понимаешь, что это совсем не твоё, либо влюбляешься в эти места навсегда. Природные богатства золотой и нефритовой тайги, рыбные реки и озера, целебные горячие ключи, гольцы с заснеженными вершинами, глубокие карстовые пещеры, вечная мерзлота, лютые морозы и отважные люди - всё это Баунт.
В тот раз мы с сотрудниками Бурятгидрометеоцентра побывали на труднодоступных метеостанциях (ТДС - так их называют) Баунт, Уакит и Ую: нужно было установить новое оборудование и доставить по зимнику продукты на метеостанцию Ую.
В предыдущей статье был рассказ о том, с какими приключениями наша команда на двух машинах добиралась из Улан-Удэ до Ую по неустойчивому льду реки Нижняя Ципа. Одна из машин провалилась под лед, и пришлось немало потрудиться, чтобы поставить ее на колеса.
Метеостанция Ую была крайней точкой нашего маршрута длиной в добрую тысячу километров (и это только в одну сторону).
Ую расположена на уютной террасе на левом берегу Нижней Ципы, притока реки Витим.
Местные шутят, что название Ую связано с изумленным восклицанием по поводу трескучего мороза: "У-ю-ю-у!" - зимой температура воздуха опускается ниже - 55 градусов по Цельсию. Поэтому этот район называют "полюсом холода Бурятии".
Попасть на Ую непросто. Летом добраться сюда можно на лодке по Ципе, а в холодное время года - по зимнику, связывающему поселки Баунт, Уакит и Ирокинда. Расстояние от Уакита до Ую составляет 100 км, и столько же от метеостанции Ую до Ирокинды. Река Ципа встает в ноябре, вскрывается в мае-июне. Машины ходят по ледовой дороге с декабря до конца апреля.
Еще с советских времен в летнее время по Нижней Ципе сплавляются на катамаранах до Витима туристы-водники со всей страны. В районе метеостанции они обычно набираются сил два-три дня, готовят свои сплавные средства для дальнейшего пути - от местности Ую начинаются многочисленные пороги. Здесь река, зажатая хребтами, сильно петляет, набирая силу перед прорывом через горы Бабанты.
В Ую нет магазина, куда можно сходить при малейшей нужде, все необходимое завозится с большой земли. Нет медпункта и аптеки, если заболел - лечись сам, врача доставят только в случае крайней необходимости, и то не быстро. Сотовая связь отсутствует, но имеются таксофон и рация, а также автономное энергообеспечение.
На таких удаленных станциях, как Ую, метеорологи нередко живут семьями, с маленькими детьми, пока тем не придёт пора идти школу. Тогда приходится переезжать в ближайшие поселки или в районный центр, либо отправлять детей в интернат. Вот так все непросто.
"Зато жизнь в лесу намного спокойнее - нет суеты и шума. Здесь, в дикой природе, дети растут здоровыми", - рассказывала мне Ольга Резвых. Дочке Ольги и Александра Резвых было на тот момент три года.
С большой земли на Ую завозятся в основном продукты длительного хранения: мука, крупы, сахар-соль-чай, консервы, сублиматы. Свежие фрукты и овощи сюда доставить намного сложнее. Держать огород здесь непросто, но на одних консервах далеко не уедешь.
"На огороде выращиваем редис, лук, свеклу и морковь; огурцы и перцы - в теплице, - говорят метеорологи. - Климат в районе Ую резко континентальный. Летом дневная температура достигает плюс двадцать восемь градусов (с возможными ночными заморозками), а снег может выпасть и в июне, и в сентябре".
Огромным подспорьем метеорологам служит тайга и река. Они промышляют охотой и рыбалкой, благо эти места богаты зверем и рыбой, заготавливают ягоды, грибы, целебные травы.
Александр Резвых угостил нас мясом свежедобытого лося и большими карасями из окрестного озера. Нет на свете вкуснее еды! Я несколько часов томила мясо на дровяной печи, и оно получилось таким нежным и ароматным, что и не описать словами.
Однако здесь много не только копытных зверей. Хищники, вот проблема. Волки и медведи. Они - ближайшие соседи и нежданные гости на метеостанции. Ольга Резвых рассказывала об опасностях такого соседства:
"Бывает, на Ую приходят медведи - большие любители сгущенки и тушенки - и забираются в продовольственный склад. В окрестностях много волков. Студеными зимними ночами мы нередко слышим их унылые песни. Недели три назад волки съели одну из собак, а в прошлом году - двух. Сейчас на Ую живут три лайки, настоящие охотники".
...Так живут северные метеорологи, часовые погоды. Один раз в год они выезжают из своего медвежьего угла на большую землю в отпуск, а раз в два года имеют право бесплатного проезда на всю семью по России. А потом снова возвращаются на свои труднодоступные станции, в холод, бездорожье, безлюдье.
Несмотря на суровые условия и низкие зарплаты, многие метеорологи посвящают этой благородной работе всю свою жизнь.
Ps: Что касается нашего бортового уазика, провалившегося в Ципу, то потребовалось полтора дня, чтобы поднять машину, вмёрзшую в лед, и вернуть ее к жизни:
Друзья, спасибо, что дочитали статью! Будем рады вашим комментариям. Подписывайтесь на канал, читайте другие северные истории в нашей рубрике "Баунт - дикий Север".
Текст, фото: Светлана Усанова ©.