Как-то в начале декабря отправились мы с Бурятгидрометом на север Бурятии, в Баунтовский эвенкийский район. Нам предстояло доставить оборудование и запас продуктов на ближайшие несколько месяцев на Ую - одну из самых труднодоступных метеостанций Бурятии. У меня была задача сделать репортаж для журнала "Мир Байкала" о жизни северных метеорологов.
В нашей команде было семеро специалистов Бурятского республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Ехали на двух двух машинах - уазике и ЗИЛе-130 с грузом.
От районного центра села Багдарин доехали без проблем до поселка Баунт. Зимой здесь дорога лучше, чем летом, когда нужно преодолевать броды через реки Талой, Кинавка и др., уровень воды в которых значительно повышается после осадков. В такие моменты штурмовать Талой возможно лишь на "Урале" и подобных ему грузовых авто.
Поселение Баунт находится у истока реки Нижняя Ципа, известного тем, что в 1652 году здесь был основан один из первых казацких острогов Бурятии. Здесь же с 1936 года действует метеостанция "Баунт".
Первого декабря мы встали на полный опасностей неустоявшийся зимник, который тянулся то вдоль петляющих изгибов Ципы, то по льду реки, который оказался не таким прочным, как предполагали. Пришлось перегрузить с ЗИЛа продукты на более легкий бортовой УАЗ, который одолжили в поселке.
Дорога в эту пору была еще мало накатанной, а колею почти замело свежим снегом. Преодолев Бусанский перевал, мы оказались на озере Бусани, раскинувшемся у подножия Южно-Муйского хребта. Озеро богато рыбой, а посреди него, на острове, расположилось небольшое, в несколько дворов, село.
От озера Бусани до поселка золотодобытчиков Уакит - около двадцати километров . Когда проезжали Уакит, день клонился к закату. Крупные ориентиры, такие как гора Большой Хаптон, остались далеко позади, дорога стала довольно однообразной. Река змеилась между обрывистыми берегами, поросшими мелкими лиственницами и зарослями кустарников. Уходящее солнце озарило небо яркими красками, которые вскоре погасли в темноте наступающей ночи.
За окном трещал мороз, стекла кабины бортового уазика, в котором не работал обогрев, покрылись плотным слоем инея. Замерзший руль с трудом поворачивал колеса. Ехали по льду реки. Дорожная колея почти не просматривалась под выпавшим снегом. Едем-едем, дороги совсем нет, на дворе ночь. Вдруг, как в сказке, увидели вдалеке маленький огонек. То светилось в лесу оконце в старом охотничьем зимовье, метрах в ста от берега.
В зимовье ночевали двое местных рыбаков. Четверо наших людей присоединились к ним, а еще трое и я отправились спать в машину - в зимовье было очень тесно. Хорошо, что в будке имелась печурка. Выгрузили на лед весь груз и далеко за полночь устроились на ночлег.
Жгучий утренний мороз просочился сквозь тонкие стенки будки уазика. Наружный термометр показывал минус 47 градусов по Цельсию. Мой спальник примерз к стене.
По реке плыла морозная дымка. Понадобилось время, чтобы согреть автомобили. И вот мы снова в пути. Едем по свежей колее, проложенной читинскими рыбаками, проехавшими мимо нас глубокой ночью. Время от времени раздается тревожный треск льда под колесами.
Наша маленькая колонна неспешно приближалась к конечной точке маршрута, прижимаясь к левому берегу Ципы. Впереди уазик с людьми, за ним - бортовой с грузом. В неотапливаемой кабине - холод собачий, за окном - минус сорок два градуса. Однако, как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Мы с водителем согреваемся беседой да горячим чаем из термоса.
К сожалению, наша машина держала слишком малую дистанцию от впереди идущей. В одно мгновение лёд за ней обваливается и мы въезжаем прямёхонько в образовавшуюся полынью. Наше авто заваливается на бок в мою сторону. Вижу, как сквозь дверь начинает стремительно просачиваться вода. Мы с водителем успеваем выбраться наружу через его дверь, прежде чем наш горемычный УАЗ погрузился в воду, зацепившись колесами за кромку льда.
До метеостанции Ую, конечной точки нашего пути, оставалось восемь километров ходу. Мы угодили в воду в местности Вековьё. А ведь в кузове - продукты для метеорологов. Мужики остались решать проблему, а я с двумя товарищами пошла пешком до Ую, потому что успела-таки немного намочить валенки и нужно было двигаться, чтобы не заболеть.
Шли быстрым шагом. На синем небе ярко светило солнце, а заснеженные отроги Южно-Муйского хребта притягивали взгляд. Вскоре нашему взору предстала она - метеорологическая станция на краю света с романтичным названием Ую.
Продолжение рассказа о жизни людей на метеостанции Ую, в поселках Уакит и Баунт читайте с следующих статьях на нашем канале в рубрике "Баунт - дикий север".
Друзья, а вы попадали в похожие дорожные ситуации? Пишите в комментариях, подписывайтесь на канал "Ирбисфильм".
Текст, фото: Светлана Усанова ©.