Найти в Дзене
Каналья

Главарь антисоветской банды Упыриха. Она же - уважаемый завторг из города Красноярска. Такое возможно?

Одной из ярких персон в Сибири времен Гражданской войны была бывшая купчиха Анна Черепанова. Черепанову запомнили как кровожадного главаря банды, на свой манер сражающуюся с “красными”. И борьба эта имела мало политических мотивов - с Советами у Черепановой были личные счеты. А также - короткий разговор. Имя этой атаманши со временем обросло легендами: ей приписывали нечеловеческую живучесть и такую же кровожадность. И даже прозвище выдали говорящее: “Упыриха”.

Несмотря на внушительный “послужной список” - а жертвы рук ее исчислялись сотнями - Черепанова смогла избежать какой-либо ответственности за содеянное. Значительную часть мирной жизни Анна Прокопьевна проработала в советской торговле. И была там на хорошем счету, сделала карьеру. Истинная же ее личность раскрыта была (почти через пятьдесят лет) по чистой случайности.

Черепановская банда орудовала в Иркутской области в течение шести лет - нападали на села, расправлялись с красноармейцами и советскими активистами. Формально возглавлял банду Адриан Черепанов, но фактически заправляла всем его молодая жена - Анна. Соратники называли ее Черепанихой. По свидетельствам очевидцев, Черепанова лично принимала участие в налетах и казнях.

Анна - купеческая дочь, на двадцать пять лет моложе жениха - стала второй женой делового человека Адриана Черепанова из села Картухай. Сильного характера была купчиха и даже самолично ходила в тайгу на медведя. Черепанов владел пристанью и сплавлял грузы по реке Лене. Первая его супруга умерла от гангрены, а дети уехали в Петербург. Новая жена, появившаяся через четыре месяца после смерти предыдущей, быстро заделалась полноценным партнером - сама участвовала в сплавах, отлично разбиралась в торговом деле. Работники новую хозяйку опасались - церемоний та не ведала: могла избить провинившегося и выставить на улицу за незначительную провинность. Хозяйство было зажиточным, а местные Черепановых уважали.

После 1917 года все изменилось - Адриана Черепанова лишили дела, отобрали имущество. Братьев Анны расстреляли. Тогда Черепановы решили мстить: бороться с властью Советов до последней капли крови. Они собрали вокруг себя людей, крепко обиженных революцией - офицеров, раскулаченных крестьян - и ушли в тайгу. Далее к ним примкнули заключенные, бежавшие из тюрем и крестьяне, недовольные продразверсткой. Несколько лет банда совершала набеги на ближайшие села, в которых устанавливалась власть “красных”. Планировала налеты и выбирала жертв сама Анна. И дело зашло так далеко, что в какой-то момент черепановцы разогнали Верхоленский Совет и истребили всех активистов нового строя.

Местное население - крестьяне и буряты-скотоводы - банде активно помогало: предупреждали о появлении “красных”, снабжали провизией, выдавали односельчан, поддерживающих советскую власть.

Части особого назначения охотились на Анну в тайге. Подключались к поимке ее и охотники-добровольцы (им было обещано вознаграждение). При очередной такой охоте Черепанова получила ранение в бедро пулей из берданки. Эту пулю атаманша носила всю жизнь при себе - на шнурке. Но поймать "Упыриху" не удалось никому.

В 1922 году банда распалась. К тому времени сопротивляться “красным” уже не имело смысла. После распада шайки, поиски Черепановых почти не велись. Считалось, что они сгинули в тайге.

Информации о том периоде жизни четы имеется мало. Выправили себе документы - стали Корепановыми. Уехали на север, а затем в Читу, где Адриан, будучи уже семидесятилетним, умер. Анна, став вдовой, перебралась в Красноярск - подальше от мест, где ее могли опознать. В Красноярске работала продавцом, директором магазина, завторгом.

Опознал в хромающей пенсионерке атаманшу житель Приленья, прибывший по делам в Красноярск. Случайная встреча якобы произошла на базаре. Много лет назад Черепанова собственноручно изрубила его родителей шашкой. Свидетелю на момент преступления было четырнадцать. Следствие подтвердило, что почти восьмидесятилетняя Корепанова, действительно, когда-то возглавляла сибирскую банду. Наказания женщина не понесла. Почему? Версия одна - срок давности по делу давно уж вышел.

Многое в этой истории с опознанием, конечно, вызывает сомнения. Возможно ли в человеке восьмидесяти лет узнать его же, но тридцатилетнего? Информации о судебном процессе над Черепановой также нет.

Дом Черепановых в Картухае был в советские времена конторой, а позже сельским клубом. Ходили слухи, что банда укрывала в этом жилище ценности. В начале двухтысячных годов (а дом сохранился) студенты и искатели кладов наведывались туда. Ценностей, впрочем, так и не нашли.