Сергей Фёдорович Гутник родился в Уфе в 1958 году. В 1976 году окончил среднюю школу № 61 и поступил на строительный факультет Уфимского нефтяного института. Диплом с синей корочкой свидетельствует, что в 1981 году он окончил институт и получил «звание» инженер-строитель (специальность «Промышленное и гражданское строительство»). Далее всё как в калейдоскопе: преподавание в УНИ, училище искусств, работа в книжном издательстве, в разных частных и «не очень» конторах, в том числе рекламных. Тогда же он познакомился с Виктором Андреевичем Поздновым, художником и философом, который стал его учителем и наставником.
В 1995 году начал работать в студии компьютерной графики RMC, которая в тот период открывала новые горизонты, пробивала виртуальные стены и сворачивала диджитальные горы. Протаптывание новых дорог в искусстве надолго выдавило на обочину жизни все остальные аспекты, пока задача пополнения семейного бюджета не заставила повернуться от виртуальной реальности к обыденной. С тех пор, примерно с конца девяностых, он, в основном, фотограф. Занимался также компьютерной графикой и видеопроизводством. Работал фотографом в таких театрах, как Русский драматический, Оперы и балета в Уфе, Оперный в Екатеринбурге. В настоящее время рисует на бумаге цветными карандашами комические скетчи, фотографирует, работает на компьютере.
Нас прежде всего интересуют его живописные "портреты" старой Уфы, поэтому в этой статье будут только они.
"Деревянное зодчество для Уфы - это та знаковая архитектура, которая и сегодня определяет лицо столицы республики, - пишет историк архитектуры Светлана Семенова. - Ее представляет уфимский деревянный классицизм, где на первом месте стоят домики с портиком-мезонином и уникальное деревянное кружево на фасадах домов, в котором присутствуют разнообразные орнаменты из стилей классицизм и эклектика: античный, барочный, ампирный (поздний классицизм), фольклорный и с элементами модерна.
Деревянные узоры оказались профессиональными, созданными по индивидуальным (авторским) проектам, поэтому являются уникальными, каких нет в других городах. Это означает, что архитектурная ценность этих домов доказана так же, как и градостроительная, ведь стоят они по линии гостевого маршрута. Он обязательно включен в планы развития любого культурного города.
Преступно не замечать и не ценить такое несметное богатство, которое с огромным трудом собиралось по крупицам. Отмечу, в странах Западной Европы сохраняют не только старинные уникальные дома, но и историческую среду, так как европейцы считают, что она имеет значение для всемирной истории. Разве Республика Башкортостан не достойна подобного внимания для мировой культуры? Разве нет исторической и художественной ценности в деревянной застройке старой Уфы?"
Благодаря практичности домовладельцев второй половины XIX века сегодня можно, мысленно сбросив «вуаль» с нашитыми неоднозначными орнаментами и забавными фигурками, представить облик Уфы первой половины XIX века. Ведь других свидетелей нет — к началу XX века подлинный классицизм почти исчез с фасадов из дерева, и мало фотоснимков.
На улице Гоголя уцелели постройки, где классицизм не спрятан под кружевом: одноэтажный дом №1 (в 1890 году жил великий певец Федор Шаляпин), одноэтажный в 3 окна флигель с мезонином №48/1, на ул. Октябрьской революции, 42, 23, 27 и другие. Они создавались с 1820-х годов по типовым (образцовым) чертежам, которые спроектировали придворные мастера, а местные приспособили к условиям нашего региона.
Судя по всему, нам придётся смириться с тем, что мы так и не узнаем, чем закончился спор фотокамер, и не выясним, за кем из них будущее. Если резюмировать то, что мы выведали о Сергее Гутнике, то получается, что будущее всё-таки за фотографом, вернее, за тем, кто создаёт изображение. Судите сами, Сергей Фёдорович, помимо собственной оптики (то есть взгляда на мир), обладает свободой воли: он абсолютно независим в выборе изобразительных средств. Фотографирует, занимается компьютерной графикой, вооружается цветными карандашами. А недавно спрятал ухмылку в усы и достал с полки тушь. Что ж, нам остаётся поаплодировать этой универсальности и воскликнуть: «Маэстро, тушь!».
- Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»
Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой! Телефон: 89276367497.