Найти в Дзене

Портреты старой Уфы Сергея Гутника

Сергей Фёдорович Гутник родился в Уфе в 1958 году. В 1976 году окончил среднюю школу № 61 и поступил на строительный факультет Уфимского нефтяного института. Диплом с синей корочкой свидетельствует, что в 1981 году он окончил институт и получил «звание» инженер-строитель (специальность «Промышленное и гражданское строительство»). Далее всё как в калейдоскопе: преподавание в УНИ, училище искусств, работа в книжном издательстве, в разных частных и «не очень» конторах, в том числе рекламных. Тогда же он познакомился с Виктором Андреевичем Поздновым, художником и философом, который стал его учителем и наставником.

YouTube
YouTube

В 1995 году начал работать в студии компьютерной графики RMC, которая в тот период открывала новые горизонты, пробивала виртуальные стены и сворачивала диджитальные горы. Протаптывание новых дорог в искусстве надолго выдавило на обочину жизни все остальные аспекты, пока задача пополнения семейного бюджета не заставила повернуться от виртуальной реальности к обыденной. С тех пор, примерно с конца девяностых, он, в основном, фотограф. Занимался также компьютерной графикой и видеопроизводством. Работал фотографом в таких театрах, как Русский драматический, Оперы и балета в Уфе, Оперный в Екатеринбурге. В настоящее время рисует на бумаге цветными карандашами комические скетчи, фотографирует, работает на компьютере.

"Уфа. Улица Запотоцкого. 2022 ". Бумага, акварель, гуашь, цветные карандаши.
"Уфа. Улица Запотоцкого. 2022 ". Бумага, акварель, гуашь, цветные карандаши.

Нас прежде всего интересуют его живописные "портреты" старой Уфы, поэтому в этой статье будут только они.

"Деревянное зодчество для Уфы - это та знаковая архитектура, которая и сегодня определяет лицо столицы республики, - пишет историк архитектуры Светлана Семенова. - Ее представляет уфимский деревянный классицизм, где на первом месте стоят домики с портиком-мезонином и уникальное деревянное кружево на фасадах домов, в котором присутствуют разнообразные орнаменты из стилей классицизм и эклектика: античный, барочный, ампирный (поздний классицизм), фольклорный и с элементами модерна.

"Уфа, Нижегородка, улица Рабочая. 2022 ". Бумага, гуашь, чёрный карандаш.
"Уфа, Нижегородка, улица Рабочая. 2022 ". Бумага, гуашь, чёрный карандаш.
"У ворот. Уфа". Бумага цветная, акварель, гуашь, чёрный карандаш.
"У ворот. Уфа". Бумага цветная, акварель, гуашь, чёрный карандаш.
Домик - 03. Улица 9 Января. Уфа" Бумага цветная, акварель, гуашь, цветные карандаши.
Домик - 03. Улица 9 Января. Уфа" Бумага цветная, акварель, гуашь, цветные карандаши.

Деревянные узоры оказались профессиональными, созданными по индивидуальным (авторским) проектам, поэтому являются уникальными, каких нет в других городах. Это означает, что архитектурная ценность этих домов доказана так же, как и градостроительная, ведь стоят они по линии гостевого маршрута. Он обязательно включен в планы развития любого культурного города.

Преступно не замечать и не ценить такое несметное богатство, которое с огромным трудом собиралось по крупицам. Отмечу, в странах Западной Европы сохраняют не только старинные уникальные дома, но и историческую среду, так как европейцы считают, что она имеет значение для всемирной истории. Разве Республика Башкортостан не достойна подобного внимания для мировой культуры? Разве нет исторической и художественной ценности в деревянной застройке старой Уфы?"

"Уфа. Улица Средняя республиканская". Акварель, цветные карандаши, гуашь.
"Уфа. Улица Средняя республиканская". Акварель, цветные карандаши, гуашь.
"Улица Лазовского, Уфа". Бумага, акварельные карандаши, белила, кисть.
"Улица Лазовского, Уфа". Бумага, акварельные карандаши, белила, кисть.
"Дерево". Бумага 16 х 21,5, чернила, авторучка, кисть.
"Дерево". Бумага 16 х 21,5, чернила, авторучка, кисть.

Благодаря практичности домовладельцев второй половины XIX века сегодня можно, мысленно сбросив «вуаль» с нашитыми неоднозначными орнаментами и забавными фигурками, представить облик Уфы первой половины XIX века. Ведь других свидетелей нет — к началу XX века подлинный классицизм почти исчез с фасадов из дерева, и мало фотоснимков.

На улице Гоголя уцелели постройки, где классицизм не спрятан под кружевом: одноэтажный дом №1 (в 1890 году жил великий певец Федор Шаляпин), одноэтажный в 3 окна флигель с мезонином №48/1, на ул. Октябрьской революции, 42, 23, 27 и другие. Они создавались с 1820-х годов по типовым (образцовым) чертежам, которые спроектировали придворные мастера, а местные приспособили к условиям нашего региона.

"Старая Уфа - 2". Бумага, акварель, гуашь.
"Старая Уфа - 2". Бумага, акварель, гуашь.
"На улице Вагонной. Уфа". Бумага А4, чернила, авторучка, кисть.
"На улице Вагонной. Уфа". Бумага А4, чернила, авторучка, кисть.

Судя по всему, нам придётся смириться с тем, что мы так и не узнаем, чем закончился спор фотокамер, и не выясним, за кем из них будущее. Если резюмировать то, что мы выведали о Сергее Гутнике, то получается, что будущее всё-таки за фотографом, вернее, за тем, кто создаёт изображение. Судите сами, Сергей Фёдорович, помимо собственной оптики (то есть взгляда на мир), обладает свободой воли: он абсолютно независим в выборе изобразительных средств. Фотографирует, занимается компьютерной графикой, вооружается цветными карандашами. А недавно спрятал ухмылку в усы и достал с полки тушь. Что ж, нам остаётся поаплодировать этой универсальности и воскликнуть: «Маэстро, тушь!».

  • Текст: Хайдар Кульбарисов
    «Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»
"Дневной дозор"
"Дневной дозор"
"Тёплое небо. Уфа, улица Свердлова". Panasonic GH4, Lumix G 35-100/2.8
"Тёплое небо. Уфа, улица Свердлова". Panasonic GH4, Lumix G 35-100/2.8

Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой! Телефон: 89276367497.