Давно ходит в народе мысль, что подлинными учеными являются лишь люди от сохи. Трофим Лысенко был именно таким человеком. Он родился в крестьянской семье, а читать научился в 13 лет. Как только Лысенко освоил азбуку, то сразу же поступил учиться в двухклассную сельскую школу. Следующим шагом в его "университетах" стала учеба в двух затрапезных училищах садоводства в Полтаве и в Умани. Когда он их закончил, на дворе стоял 1921 год. Власть переменилась, и для Трофима Денисовича открылись новые возможности - ведь он был плоть от плоти свой, "рабоче-крестьянский" винтик в грандиозной машине государственного социализма.
Непростой винтик
Винтик этот оказался непрост. Во-первых, он продолжил обучение в сельскохозяйственном институте, который закончил в 1925 году заочно и получил диплом агронома. Во-вторых, он начал писать научные статьи про селекцию томатов и прививки сахарной свеклы. Научная работа захватила молодого человека, несмотря на его заочное образование и полное незнание иностранных языков, что для настоящего ученого - катастрофа, поскольку нужно читать научную литературу по теме в режиме on line, а сделать это без знания языков невозможно.
Начало большого пути
Первую свою научную "победу" Лысенко совершил, разрабатывая тему влияния температур на продолжительность фаз развития растений. Однако на деле победа больше походила на поражение. Как пишут исследователи, Лысенко крупно напортачил со статистикой и "почти не уделил внимания урокам, выученным предыдущими исследователями этой проблемы". Мировые светила сочли статью молодого агронома второстепенной, топорной и неуклюжей.
Яровизация - это сенсация
В начале 1930-х годов Лысенко выдвинул теорию яровизации растений. Состояла она в том, что семена растений нужно охлаждать перед посадкой, чтобы они приспосабливались к нетипичному для них климату. Так можно было теплолюбивые растения высаживать в более северных широтах.
Даже Н.И. Вавилов утверждал сначала, что "яровизация является крупнейшим достижением в селекции". Но разобравшись, он перестал поддерживать Лысенко. Дело в том, что яровизация оказалась научным блефом - никакого прироста урожайности она не давала, и это было доказано исследованиями.
Между тем, в хозяйствах СССР посевы яровизированными семенами ежегодно наращивались. Правительство страны благосклонно относилось к изысканиям Лысенко и верило его идеям. Всем хотелось чуда - чтобы пшеница и картофель росли и плодоносили от Кавказа до Ледовитого океана - но чудес на земле не бывает. Яровизация оказалась пустой и даже вредной затеей.
Теория стадийного развития растений
Трофим Денисович Лысенко отличался упорством и верой в свой талант - поэтому вскоре он выдвинул теорию стадийного развития растений. В смысл этого околонаучного симулякра мы вникать не будем. Скажем лишь только, что после громкой шумихи, которую подняли вокруг нее Лысенко и его последователи, оказалось, что "теория стадийности" - всего лишь частный случай давно известной "общебиологической теории детерминации, согласно которой организм развивается в строго определенном направлении, испытывая воздействие определённых условий среды и проходя при этом несколько жизненных этапов" (Д.А. Сабинин).
Долой генетику!
Как пишут знавшие его люди, Лысенко обладал даром самопиара. Этим, в частности, объясняется популярность его теорий и предложений в правительстве. Он мог обещать любые результаты, показать комиссии отдельное колосящееся поле и пожинать плоды очковтирательства.
Такая гибкость и услужливость по отношению к запросам свыше помогали Лысенко делать академическую карьеру. В 1930-е годы он стал действительным членом Академии наук УССР и, в конечном итоге, занял пост президента ВАСХНИЛ. За два года до этого (в 1936 году) Лысенко начал компанию против советских генетиков, среди которых был и его благодетель Вавилов.
На двух сессиях ВАСХНИЛ Лысенко обрушился на генетиков с критикой, позабыв, наверное, что он всего лишь агроном с заочным высшим, и что критикует он светила советской биологии. Особенно убийственным был его доклад "О двух направлениях в генетике", в котором Лысенко, совместно с И.И. Презентом ссылался на мнение Ч. Дарвина и К. Тимирязева, не имея на то никаких научных оснований.
В научной дискуссии все методы хороши
Мы опять же не станем вникать в конкретные тонкости дискуссии, возникшей между генетиками и Лысенко. Это слишком специальный вопрос, чтобы в нем разбираться. Забегая вперед, скажу только, что генетика, в итоге, оказалась тем научным прорывом, который позволил биологии развиваться, а мировому сельскому хозяйству накормить голодающую Планету.
Однако в 1936 году в Советском Союзе генетикам пришлось не сладко. Лысенковцы не побрезговали использовать в качестве главного аргумента в борьбе с ними политику. В № 3 журнала "Яровизация" Презент опубликовал статью, в которой обвинил генетиков в поддержке троцкистско-бухаринской оппозиции. В другой статье были допущены прямые нападки на академика Вавилова.
Пиком противостояния генетике как науке стал призыв в одной из газет оздоровить Академию сельскохозяйственных наук и беспощадно выкорчевать "врагов и их охвостье из научных учреждений", как пособников врагов народа. Конкретно было указано на Вавилова и его единомышленников М.М. Завадовского и П.Н. Константинова. Статья была напечатана в 1938 году, и тем же следом Лысенко стал президентом ВАСХНИЛ.
Каждому свое
Вслед за этим знаковым назначением в Академии наук и в ВАСХНИЛ начался настоящий шабаш. В августе 1940 года Вавилов был арестован. Вслед за этим были арестованы и погибли в заключении его сотрудники и друзья. Сам Вавилов умер в Саратовской тюрьме от крайнего истощения.
Лысенко ждала другая судьба. Он получал правительственные награды, руководил ВАСХНИЛ, а с 1940 по 1965 год был (подумать только!) директором Института генетики АН СССР. Критики часто упоминают имя Лысенко в связи с репрессиями против биологов в 1930-е - 1940-е годы. Его также обвиняют в организации доноса на Вавилова, в результате которого Вавилов оказался в тюрьме, а Лысенко занял его место во главе Института генетики.
P.S.
Лишь после отставки Н.С. Хрущева Лысенко был снят с этой должности. Почти 300 крупнейших ученых Советского Союза написали письмо, в котором подвергли Лысенко обоснованной критике, назвав все его "учение" лженаукой.
Но даже после этого в течение 10 лет до последнего дня жизни Лысенко работал заведующим лабораторией Экспериментальной научно-исследовательской базы АН СССР "Горки Ленинские". К счастью, былого влияния на биологическую науку он уже не оказывал. Лысенко умер 20 ноября 1976 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Если у вас остались вопросы по теме статьи, высказывайте их в комментариях, подписывайтесь на канал и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору