"Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого — действительно кричащие. С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны — помещик, юродствующий во Христе"
В. И Ленин "Лев Толстой, как зеркало русской революции".
Никаким зеркалом революции Лев Николаевич не был. Но он был зеркалом... "духовного поиска" что-ли. Если эту гадость можно назвать "духовным поиском". И, если можно назвать таковым "поисковиком" человека крайне не доброго и завистливого.
Он ненавидел Чехова, Горького, Тургенева, Достоевского. Последнего в особенности, ибо не мог не понимать, что тот превосходит Льва Николаевича "на голову". Он мучительно завидовал А. С. Пушкину, но... Давайте по порядку.
Мысль не наша, но мы с ней согласны: когда Господь решил "взрастить" огород русской литературы, он выбрал лопату марки "Лев Толстой". Был создан прекрасный роман "Война и мир". Только потом "лопата" пошла хрен...чить не оглядываясь на Господа.
"Кризис мозга" у Льва Николаевича начался ближе к пятидесяти. Это нормально.
После сорока начинаются серьезные взрослые болезни. Приходит ощущение собственной смертности. Не понимание (оно и раньше было), а именно ОЩУЩЕНИЕ.
Лев Николаевич стал задумываться. О жизни и смерти. Мысли такие до добра не доводят. Стал бить жену. Влюбился... Нет. Не в графиню какую-нибудь, а... в кухарку - Домну.
Начал высказываться в духе: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, всех писателей в мире, — ну и что ж!». Между нами: автор всех троих ставит НАМНОГО ВЫШЕ Льва Николаевича.
Толстой начинает посещать Оптину пустынь. Святой Амвросий (читайте "Самый веселый русский святой") скажет свое знаменитое: "Розанов "спасется", а Толстой - нет".
Толстой начинает ненавидеть своих более молодых коллег и писать глупые гадости о Русской Церкви. Он доводит великого русского философа Константина Николаевича Леонтьева до того, что тот напишет (апеллируя к "Анне Карениной"): "Без таких Толстой, Россия проживет, а без таких, как Вронский - никогда". Полностью согласны. Боевой офицер и просто умный человек, готовый защищать свою Родину (пусть даже и спит с чужой женой) - это одно. А старый пакостник, глумящийся не над Церковью, а над Христианской верой (не перечитывайте роман "Воскресение") - это иное.
Очень постепенно Лев Николаевич Толстой отказывается от всех прихотей и удобств богатой жизни, "Опрощение" у нас происходит.
Много и упорно занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем. Продолжает поносить Православную (не только Русскую) Церковь. Его крестьяне реагируют на это понятным образом...
К началу ХХ века старик совсем "выжил из ума". Он "охаял" свои лучшие произведения - "Война и мир" и "Анна Каренина". Дескать, люди уважают его за эту "глупость", а он - Иисус и Будда "в одном флаконе". Он поливает грязью Данте, Рафаэля, Шекспира, Бетховена... Заметим: это ведь не православные авторы. Но они - христиане - и их он тоже ненавидит.
Ну а после пятидесяти, он окончательно "отходит" от христианства. и здесь начинается...
С этого мы и начнем в следующий раз. А пока: передаем привет подписчикам из Москвы. А Вы, дорогие читатели из Ростовской области, тоже: подписывайтесь и ставьте лайки. Читайте: "Самый веселый русский святой", "Пост у православных: что можно и чего нельзя" и "Ибн Хальдун: историк, социолог и предсказатель будущего".
Пока что: картинка интереснее, чем некоторые его творения.