"Я верю во все, что могу себе представить, Петер. В волшебников, в Господа Бога, в дьявола, в привидения... в летающие тарелки... Раз человеческий мозг все это может вообразить, значит, все это где-то существует, иначе зачем бы мозгу такая способность?"
Братья Стругацкие "Отель "У погибшего альпиниста".
Искусство предсказания будущего вечно. И не случайно величайший христианский пророк Даниил обучался ему в Вавилоне - центре "халдейской премудрости". Именно Восток породил наиболее эффективные системы предсказания будущего. И не только астрологию. Восток породил научные системы.
Мы обещали, что будем говорить не только о христианстве - мы выполняем свое обещание. Сегодня - ислам. Точнее - конкретный мусульманин Абдуррахман ибн Хальдун.
Он родился под знаком Близнецов в Тунисе. Родители - выходцы из Кордовского эмирата (Испания). С детства изучал богословие, право, историю. Еще в молодости поступил на дипломатическую службу, принимал участие в переговорах с испанскими властями. С глубоким уважением относясь к христианской культуре, он оставался арабом и патриотом своего султаната.
Ему было уже 50, когда он стал почетным профессором и верховным судьей. Но уже в Каире.
Конечно, его ненавидели. Умный, да еще и честный человек, всегда становится объектом ненависти.
Гений может быть оценен только гением. Ибн Хальдуна очень высоко ценил великий Тамерлан, и даже гордился, что имел честь беседовать с ним.
К сожалению, большая часть его трудов, до сих пор не переведена на русский язык. А ведь это был первый человек, который поставил вопрос о цикличности Истории.
Ибн Хальдун считал, что бюрократия не в состоянии достаточно эффективно управлять экономикой из-за слабой мотивации и обученности. В то же время, он, задолго до великого Джона Кейнса, предсказал роль государства в стабилизации экономики.
Он предсказал значение технологических рывков в развитии хозяйства, и (задолго до К. Маркса и Ф. Энгельса) обрисовал влияние социально-экономических процессов на политические.
Он (опять-таки) задолго до Николая Дмитриевича Кондратьева сформулировал теорию социально-экономических циклов.
Он ставил вопросы урбанизации, профессионализации армии, минимизации бюрократического аппарата, гибкого налогообложения, политической эволюции.
Ибн Хальдун прославился и как историк. Он написал несколько фундаментальных трактатов. Причем не только по арабской истории, но и по истории персов, Иберийского полуострова, прилегающих территорий, и народов, их населяющих.
Вообще Историю, он считал царицей наук.
Он занимался географией, анализом источников исторических ошибок, проблемой влияния климата на психологию людей и политику государств. То есть, в некотором смысле слова, он предвосхитил геополитику.
Он исследовал причины деградации и разложения государств. Заложил основы современной классификации наук. Иногда кажется, что этот человек владел "маховиком времени" или вообще блуждал между параллельными пространствами.
Его трактат "Мукаддима" заложил основы современной клиодинамики - науки о моделировании социально-исторических процессов и прогнозирования будущего.
Американский ученый русского происхождения П. В. Турчин (основываясь на "наработках" ибн Хальдуна) создал клиодинамику как новое направление в науке. В ее основе - попытка систематизировать циклы политической нестабильности.
Интересно, что у клиодинамики существует литературный прототип - "психоистория" (Айзек Азимов "Основание").
Такой вот был "арабский колдун", магрибинец или просто "человек из другого мира". Восток - "дело тонкое".
Сегодня мы передаем привет нашим читателям из Азербайджана. Остальные - тоже не забывайте подписываться и ставить лайки. Читайте также: "Личное богословское мнение", "Как Патриарх на престол царя Петра возводил" и "Прощение Иуды".
Храни вас Бог.