Найти в Дзене
История живописи

Патриархальная Русь на картинах "бессребреника" Андрея Рябушкина

Фотография художника А.П, Рябушкина, 1890-е годы.
Фотография художника А.П, Рябушкина, 1890-е годы.

Андрей Петрович Рябушкин родился в год освобождения крестьян - 1861-ый, в селе неподалеку от Борисоглебска. Его родители были из государственных крестьян (это значит, что помещика у них не было, они принадлежали государству). Отец будущего художника был иконописцем и обучал этому своих сыновей.

Уже в 14 лет он становится сиротой, но тут приходит неожиданная удача: в его родном селе гостил студент Московского училища ваяния и зодчества Андрей Преображенский. Заметив талант молодого Рябушкина, он забирает его с собой в Москву и помогает с устройством в Училище. Там достаточно быстро заметили одарённого юношу - уже со второго года он был освобожден от оплаты за обучение. Более того, наряду с другими бедными студентами, известными в будущем братьями Коровиными и Левитанами, он значился на получение денежных наград и помощи.

"Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии", А.П. Рябушкин, 1880. Третьяковская галерея
"Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии", А.П. Рябушкин, 1880. Третьяковская галерея

После того, как от тифа умирает его любимый учитель Василий Перов, Рябушкин решает покинуть Московское училище и продолжить обучение в столичной Академии художеств. Произошло это в 1882 году, и пребывание Рябушкина в этом учебном заведении растянется на долгие восемь лет. Он будет участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, но кардинально изменит первоначальный эскиз (одобренный советом Академии) и за месяц до окончания срока напишет по сути совершенно другую картину. Совет, возглавляемый старыми профессорами, этого не оценил и медали ему не выдал, ограничившись званием художника первой степени.

"Голгофа (Снятие с креста)", А.П. Рябушкин, 1890. Третьяковская галерея, Москва. В подготовке к этому эпичному (2,4 x 4,29 м) полотну художник создаст более 50-ти эскизов.
"Голгофа (Снятие с креста)", А.П. Рябушкин, 1890. Третьяковская галерея, Москва. В подготовке к этому эпичному (2,4 x 4,29 м) полотну художник создаст более 50-ти эскизов.

После окончания Академии Рябушкин совершит много поездок по стране. Это будут многие исконно русские города, в которых часто и сейчас можно проникнуться тем самым русским патриархальным духом допетровской Руси: Великий и Нижний Новгород, Владимир, Кострома, Сергиев Посад, Тверь, Ярославль, Углич, Ростов.

А с осени 1891 года Рябушкин поселится в имении своего друга, потомка рыбинских купцов и тоже художника, Ильи Федоровича Тюменева, с которым наш сегодняшний герой познакомился еще во время обучения в Академии художеств. Называлось это имение "Приволье", и оно часто будет присутствовать на картинах Рябушкина. Тюменев даже специально выстроил отдельный дом-мастерскую для своего друга.

"Московская улица XVII века в праздничный день", А.П. Рябушкин, 1895. Русский музей, СПб
"Московская улица XVII века в праздничный день", А.П. Рябушкин, 1895. Русский музей, СПб
"Семья купца в XVII веке", А.П. Рябушкин, 1896. Русский музей, СПб.
"Семья купца в XVII веке", А.П. Рябушкин, 1896. Русский музей, СПб.
"В гости", А.П. Рябушкин, 1896. Русский музей, СПб.
"В гости", А.П. Рябушкин, 1896. Русский музей, СПб.

Именно последующие десять лет будут вершиной самостоятельной художественной деятельности Андрея Рябушкина. Он создаст великое множество исторических, а также жанрово-бытовых полотен.

Художник покажет нам свое видение как прошлого, так и зафиксирует настоящее простой, крестьянской жизни. Если бы художник дожил до прихода советской власти, то она, возможно, оценила бы его творчество.

"Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии", А.П. Рябушкин, 1891. Русский музей, СПб.
"Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии", А.П. Рябушкин, 1891. Русский музей, СПб.
"Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии", А.П. Рябушкин, 1891. Русский музей, СПб.
"Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии", А.П. Рябушкин, 1891. Русский музей, СПб.

Но судьба распорядилась иначе - она отвела художнику не так уж много времени. Еще его друг, который помог живописцу в самом начале его пути - Андрей Преображенский, настаивал на том, чтобы тот уезжал из Петербурга после окончания Академии, именно в виду слабого здоровья. В итоге именно оно и подкачало: в 42 года у него диагностируют туберкулез.

Впервые он покинет пределы страны и уедет в Швейцарию, на Женевское озеро, но лечение там не поможет. В следующем, 1904 году, он скончается в усадьбе Дидвино, принадлежащей другому его другу, Василию Беляеву.

"Русские женщины XVII столетия в церкви", А.П. Рябушкин, 1899. Третьяковская галерея.
"Русские женщины XVII столетия в церкви", А.П. Рябушкин, 1899. Третьяковская галерея.

Читатель наверняка заметил, что наш сегодняшний герой после окончания обучения постоянно либо жил у друзей, либо путешествовал. Так и есть, он так и не обзавелся семьей - это особенно любопытный факт, учитывая что тема свадьбы и семьи (да и вообще взаимоотношений) не единожды появляется в его творчестве.

Автор монографии о художнике Наталья Масалина отмечает, что он был человеком "неприспособленным к жизни", "бессребреником", который все свои силы и жизненную энергию направил исключительно в творчество.

"Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)", А.П. Рябушкин, 1901. Третьяковская галерея.
"Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)", А.П. Рябушкин, 1901. Третьяковская галерея.

Но в то же время она считала, что последняя из представленных картин отражает внутренние переживания художника, когда выросшая на его глазах, дочь его друга (Тюменева) вышла замуж за другого его приятеля - Василия Беляева:

Рябушкин отразил свои переживания, которые он старался скрывать. И образ девушки на первом плане мог намекать не только на чью-то разбитую жизнь, но и выразить его собственную горечь.

Так это или нет, мы уже никогда не узнаем, ибо художник был "был человеком довольно скрытным, а с этого времени вообще стал замкнутым".

Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. Пишите комментарии, ежели они у вас есть. А если хотите еще увидеть картины с патриархальной, допетровской Русью, то, как говорили раньше, "милости просим" сюда: