Пьеса «Сослуживцы» (авторы Э. Рязанов, Э. Брагинский) с успехом была воплощена на сотнях театральных сцен в СССР. Успех был настолько необычайным, что Эльдару Рязанову сложно было не задуматься о переносе действа на экран. В мыслях режиссера фильм был практически готов, достаточно сказать, что со своим соавтором Эмилем Брагинским он сел за написание сценария уже тогда, когда все основные актеры были согласны на свои роли в будущем шедевре. Словом, успех все некоторым образом предвкушали.
Однако фильм в корне отличается от театральной постановки. На театральной сцене актеры чувствуют отклик зала и могут вносить коррективы в работу. В кино – уж как отыграли, так и будет.
Сюжет, если вдуматься, у фильма (и у пьесы) достаточно прост. Порядочный, интеллигентный и профессиональный статистик по фамилии Новосельцев никак не может получить повышение по службе. Он скромный недотепа, один воспитывающий к тому же двоих детей. Это многое объясняет. Зрительское сочувствие ему обеспечено, но симпатии кадровых служб – едва ли на его стороне.
И тут, заместителем начальника в его организации становится его однокашник – предприимчивый, деловой и беспринципный. С подачи этого однокашника Новосельцев и пускается в погоню за желанным повышением по службе. Для обретения должности, по наставлению того же однокашника, нужно всего лишь «приударить» за сухарем-начальницей. Так и запускаются в движение те маленькие шестеренки, вращение которых раскручивает маховик «Служебного романа».
Конечно, в фильме много забавнейших гэгов – миниатюр, обыгрывающих советскую действительность: ритуал нанесения макияжа в начале рабочего дня, беготня работниц по очередям, так как их отсутствие на работе мало на что влияет, переполненные троллейбусы и электрички, сплетни и разговоры по телефону. Однако все эти сатирические миниатюры давно бы надоели зрителю, а фильм пересматривают снова и снова.
Разгадка, думается, не в том, что собственно говорят и делают герои, а в том – как они это делают. Рязанов неслучайно начал работу над фильмом с подбора актеров, которым он мог вручить судьбу героев.
Андрей Мягков (в «Иронии судьбы» у него уже был герой-недотепа вроде Новосельцева) нашел совершенно новые интонации и манеры для своего нового героя. Реализация тайного неблаговидного мотива Новосельцева выглядит настолько забавно искренней и честной – что сразу понятно, что ему должен сопутствовать успех (правда, не очевидного свойства).
Калугина (сухарь и начальник), которую сыграла Алиса Фрейндлих, совсем не выглядит устрашающей. А уж метаморфозы влюбленности и вовсе делают «нашу мымру» симпатичной. Кроме того, оба главных героя исключительно порядочны и практически непогрешимы. Однако приторности позволяет избежать параллельная любовная линия: Олечка – друг и однокурсница Новосельцева, пытается воскресить прежние чувства у другого их общего однокашника Юрий Самохвалова (актер. Олег Басилашвили) и пишет ему любовные письма. Тот же, опасаясь за свою репутацию, пытается сделать их достоянием общественности.
Эта сюжетная линия не прорабатывается в фильме детально, но позволяет ему не стать слащаво-приторным, состоящим из одних положительных персонажей. Само по себе введение этой истории – находка гениальная.
Актерский состав был так мастерски подобран Эльдаром Рязановым, что даже бессловесный Бубликов (актер Петр Щербаков) успевает проявить себя и как герой нелепых случаев, и как страстный поклонник женского пола, чей рабочий стол так неудачно расположен у лестницы, по которой то и дело проходят красавицы. И поскольку герои так искренне живут на экране, то у зрителя удовольствия от очередного просмотра не убавляется по сравнению с предыдущим разом.