Найти тему
Четыре Семерки

Styx I. 1972. Самый прогрессивный альбом Styx

Самые первые альбомы Styx, выпущенные в 1972-74 гг. находятся в тени их более поздних очень известных пластинок. И на мой взгляд - совершенно незаслуженно. Коллектив на момент записи дебютной работы существовал уже без малого десять лет, если считать от момента, когда братья - близнецы Чак и Джон Паноццо сколотили школьную группу где-то в 1961-62 гг. В десять лет уместились перетасовки в составе, смены названия, множество репетиций и живых выступлений - в основном в качестве кавер - группы. Так что первый полноценный лонгплей записывали вполне состоятельные в профессиональном плане музыканты.

Принято считать, что на двух первых дисках Styx играли интересную смесь арта, прогрессива и харда...вот только американский прогрессив имеет репутацию своего рода облегченной версии музыки английских монстров этого стиля. В целом, это может быть и верно, и на первых альбомах Styx также можно найти моменты, как будто навеянные Yes или ELP. При более близком рассмотрении действительность оказывается еще более интересной.

 Лицевая обложка CD. Из личной коллекции.
Лицевая обложка CD. Из личной коллекции.

Пластинка начинается с эпичной Movement For The Common Man, которая длится без малого тринадцать с лишним минут. Название можно перевести как "Движение за Простого Человека" и мы к нему еще вернемся. В лучших традициях прогрессивного рока композиция делится на несколько взаимосвязанных частей:

1. Children Of The Land ( "Дети Земли")

2. Street Collage ("Уличный коллаж")

3. Fanfare For The Common Man ("Фанфары для простого человека")

4. Mother Nature s Matinee ("Утренник матери - природы")

На Яндекс Музыке вы этот альбом не найдете, но ничего...я постараюсь воспроизвести его здесь полностью с помощью видео роликов.

Написанная Джеймсом Янгом Children Of The Land - отличный хард-рок, как нельзя более подходящий для начала. Мне особенно нравится вокал - он настолько раздолбайски - позитивный, что удержаться от улыбки сложно. Как будто вокалиста просто распирает от счастья, настолько он доволен собой...и, возможно, даже чуть - чуть нетрезв. Уверенное фортепиано и крепкие гитарные запилы перерастают в ....барабанное соло Джона Паноцци. Группа украсила буйство на ударных( довольно кратковременное) целым каскадом забавных эффектов. После краткого вдумчивого фрагмента следует мастерски сыгранная перекличка электрооргана и гитары...которая внезапно обрывается и мы оказываемся...на обочине.

На обочине улицы! Мимо проезжают машины, кто-то бренчит по струнам. Слышны разговоры...Это и есть Street Collage.

Проводив взглядом очередное авто....мы слышим что-то знакомое. Или нет? Fanfare For The Common Man - это не те ли самые Фанфары, которые так здорово интерпретировали Эмерсон, Лейк и Палмер? Да, уж точно - американский прогрессив - просто лайт-версия английского... Постойте - ка! А разве ELP это сделали...не позже? Кажется...в 1977-ом?

Точно! Так и есть. Любопытно. Значит...не все так однозначно? Видимо, да.

Что касается самой Fanfare For The Common Man, то это тема довольно известная. "Фанфары для простого человека" - музыкальное произведение, написанное американским композитором Аароном Коплендом во время войны, в 1942-ом году для Симфонического оркестра Цинциннати. Музыка вдохновлена речью, которую произнес тогдашний вице-президент Штатов Генри А. Уоллес, в которой он пафосно провозгласил "эру простого человека". Так что Styx просто сделали рок-обработку современной классики. Кстати, авторство Аарона Копленда на пластинке указано.

Завершается Movement For The Common Man красивейшей Mother Nature s Matinee. Это умиротворяющая музыка, спокойная, немного меланхоличная, с прекрасной мелодией и искусной аранжировкой. Тут и акустическая гитара, и флейты, и перкуссии, и фортепиано - все сделано вкусно, в тщательно выверенных пропорциях. Авторы этого великолепия - оба Янга, Джеймс и Деннис. Уже тут можно смело говорить, что рождается группа, которая чего-нибудь да добьется, ибо в ней собрались музыканты, имеющие вкус и умеющие выстраивать драматургию.

Right Away - кавер-версия песни Paul Frank. В дебютном альбоме довольно много каверов, чего позже уже не будет. Кандидатуры для кавер-версий предлагал лейбл, и это были большей частью авторы, о которых музыканты впервые слышали. Но получилось хорошо. В Right Away все тот же позитивно - расслабленный вокал, а сама она чем -то напоминает застольную песню, во всяком случае легко представить себе как можно распевать припев этой песни, или подпевать, под хорошее настроение.

What Has Come Between Us. Еще один кавер. И одна из лучших песен на пластинке. Я легко поверил бы, что это вещь авторства Денниса ДеЯнга, если бы не знал, что настоящий автор - Mark Gaddis. Она очень в стиле тех вещей, что в дальнейшем сделают Styx известными. Тут есть уже все нужные компоненты - проникновенная мелодия куплета, берущий за душу припев, хорошо сделанная аранжировка с элементами хард-рока.

Звук...Он еще не дотягивает до той высокой планки, которая будет взята группой позже, но в плане интересных моментов в аранжировках тут масса интересного. Весьма жесткий гитарный овердрайв вкупе с тяжеленными риффами, которые кое-где использует группа. Не совсем характерно для их более поздних работ. Сказать честно - мне нравится даже больше, чем иные более популярные записи, как, например, слишком рафинированный, на мой вкус, Cornerstone. Тут все не так идеально аккуратно, но этим и хорошо.

Best Thing - композиция авторства Джеймса Янга и Денниса ДеЯнга, на мой взгляд прекрасно демонстрирует весь потенциал группы. Мощная, и вроде бы, в основе своей - хард-роковая, но вместе с тем в ней столько арта! Жесткий акустический гитарный рифф, переливы электро органа, наэлектрилизованная роковая гитара, рифф такой тяжести, что мурашки по коже...клавесин! Грамотно разложенные вокальные партии, отличная мелодия. Изящная кода на чистом акустическом звуке. А в целом - вся мощь гармонично "сложенных" инструментов, которые, при всем богатстве звучания ничуть не мешают другу другу. Десять баллов.

Quick Is The Beat Of My Heart. Может быть только тут уровень альбома чуть проседает, относительно предыдущих прекрасных треков, но только лишь потому, что основная тема не слишком блещет оригинальностью - такого хард-рока в 1972 году было сыграно много. В остальном же - все тот же высокий уровень исполнения. Звучит довольно тяжело и монотонно.

Завершающая After You Leave Me - плотная, отвязная, тяжелая, но с вкраплениями отстраненной психоделии. Тяжелые риффы чередуются с меланхоличными отрезками, которые сделаны очень тонко, красиво. И нравится мне этот, слегка развязный вокал, он делает эту запись особенной. Композиция является очередным крепко сделанным кавером - в этот раз автором является George Clinton.

Пластинка заканчивается как-то вдруг...но ловишь себя на мысли, что хочется еще. Возможно, музыке не достает оригинальности, зато тут в избытке ладно скроенных аранжировок, мастерское исполнение, и отовсюду заметный потенциал к чему-то большему.

В целом - впечатления самые положительные. Некоторые моменты стали для меня открытием. Это больше альбом каверов, собственных вещей немного. При этом, что интересно, некоторые кавер -версии малоизвестных авторов звучат вполне в стиле Денниса Де Янга. Звучание выдержано в одном ключе, альбом не слушается как сборник. Авторский дуэт Джеймс Янг/Деннис ДеЯнг сразу демонстрирует высокий потенциал на будущее. Любопытно, что группа начала в стиле с ориентацией на музыку лучших прогрессивных групп того времени, но позже Styx, в целом, создадут какой-то свой рецепт хорошей музыки, в котором на долю прогрессива будет отводиться относительно небольшая часть. Так что, в этом плане дебютный диск уникален - нигде больше в их дискографии вы не найдете композиций на 13 минут, состоящих из нескольких частей.

И, пожалуй, самый большой плюс этой записи на сегодня - это абсолютно не "запиленная до дыр" музыка. Старые добрые 70-ые, но из тех, которые частенько пылятся на полке. Ни один номер из этой программы не использовался позже в концертных турах, ни одна песня не фигурирует в сборниках "лучших хитов". Ранние альбомы Styx даже не на всех стрминговых сервисах представлены. На OZONе иногда появляются, и так же быстро улетучиваются, в то время как более известные альбомы можно достать без труда. Поэтому, думаю...стоит достать этот диск с полки.

Тут записана весьма интересная музыка, которая доставит ценителям немало приятных минут.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира. добра и хорошей музыки!