Охота на оборотней и колдуний была не в диковинку на руси Настоящие ведьмы, те, что творили свои нечистые дела даже и в недалеком прошлом, не размещали объявлений в газетах — такая мысль им бы и в голову не пришла. Наоборот, они всячески скрывали свои способности, а ворожили темными ночами…
Случилось это около пятидесяти лет назад в Шиловском районе. Подросток из деревенской семьи подрался со своим ровесником - сыном признанной ведьмы. Мать мальчика, хоть и знала, чем славилась соседка, пошла с ней ругаться. Бранились-бранились, и тут в пылу ссоры ведьма ей и сказала: "Я сделаю так, что ты детей своих не узнаешь". А их у той было четверо… Через несколько лет у женщины развился сильнейший склероз. С годами память все ухудшалась. Свою жизнь она закончила в рязанском психдиспансере, несколько лет перед смертью не узнавая даже своих детей…
Вот за такие-то штуки на ведьм и ополчалось все село. Когда говорят об охоте на них, почему-то всегда вспоминают лишь Европу с ее инквизицией. Но в средневековой России - и в частности, на Рязанской земле, - тоже пылали костры. Причем не только в эпоху Ивана Грозного, но и при Алексее Тишайшем. В глухих рязанских деревнях были и другие методы наказания. Например, в Шацком районе ведьмам отрезали уши. Но там, по преданиям, и ведьмы эти были не простые, а оборотни.
Это сейчас оборотень - обязательно волк (по голливудским стандартам). А у наших рязанских ведьм фантазия была куда богаче: и в свинью они превращались, и в корову, и в кошку, и даже в колесо. Причем случалось, превращались чуть ли не у всех на глазах. Шацкая земля сохранила немало историй о том, как ведьм заставали за обращением, и немедленно - уши долой. А как-то деревенский парень заметил, что за ним по дороге катится колесо. Он и повесил его на частокол. А на другой день смотрит: а это уже человек висит…
В селе Черная Слобода женщина хотела женить одного парня на своей дочери. А он ходил к другой, в соседнее село. И каждый раз, когда возвращался, черная свинья поджидала его на перекрестке и бежала за ним домой. Однажды он взял с собой нож и, увидев свинью, кинулся к ней и отрезал уши. На другой день об этом говорило все село. Но больше о том, что его несостоявшаяся свекровь лежит дома и не выходит. С тех пор она уши скрывала под платком…
Свахи, ворожеи.
На Рязанщине издревле верили, что настоящей ведьме подавить волю человека и заставить его делать то, что ей хочется, - раз плюнуть. Ведьма пошепчет, пошепчет - и жених готов! Поди потом докажи, что околдовали… И это искусство передавалось из поколения в поколение, оно прошло через советские годы, и сейчас в деревнях на эту тему расскажут много интересного.
В том же Шиловском районе около 12 лет назад произошла такая история. Парень с девушкой собирались пожениться, и за несколько дней до свадьбы жених поехал в соседнее село, повидать родных. И пропал. Ни слуху, ни духу. Решили - сбежал. А девушка через год вышла за другого парня, который очень похож был на первого… С ним она долго не прожила, вскоре развелась. Но вот приехала из села, в которое перед свадьбой отправился пропавший жених, женщина и рассказала, что парень… женился. Хотя приехал он с прямо противоположной целью - пригласить друзей на свадьбу. Но через день пошел свататься к совсем незнакомой девушке. "У нас пол села колдует, - рассказывала она. - А парень тот до сих пор как обкуренный ходит. Так с ним разговариваешь - ничего, а про семью как под гипнозом говорит, глаза стеклянные… Установку ему какую сделали или еще что…" Об этом рассказала та самая девушка, на которой он не женился, но просила не называть своего имени.
Кто овец пасет…
Ведьмы передавали свое умение по наследству, от матери к дочери, или вместе с каким-нибудь талисманом - постороннему человеку. В принципе это могла быть любая заговоренная вещь, но в Рязанской губернии считалось, что надежен только цветок папоротника или конопли. А если к ведьме приходила женщина и просила научить колдовским приемам, та сперва устраивала ей испытание: обе брали по куску хлеба, завернутому в белую ткань, и шли в лес. Там клали хлеб на землю. На ведьмин кусок, по преданию, вскоре набрасывались насекомые и ужи, а хлеб обычной женщины оставался нетронутым. "Смотри, так мою душу после смерти бесы будут терзать", - предупреждала ведьма женщину. Если претендентку это не страшило, колдунья бралась учить.
А вот колдунов немного было на рязанской земле, не очень-то мужики лезли во всякую мистику. Впрочем, их заменяли пастухи - еще в XIX веке "колдун" и "пастух" были практически синонимами. Оно и понятно: что в селе ценилось так же высоко, как скот, за которым смотрел этот человек? Но к такому "колдуну" и отношение было совершенно другое. Если против ведьм втыкали ножи в притолоку, чтобы не зашла в дом, или вешали веточки чертополоха (некоторые так делают до сих пор), то появление пастуха в избе было чуть ли не благословением! Деревенские всегда старались задобрить его яйцами и хлебом. Пастуха даже поминали в ежедневных молитвах, желая ему всяческого здоровья. При этом его побаивались, считая, что он связан с потусторонним миром и потому владеет тайными знаниями. Вера эта была столь прочна, что даже в 1930-х годах от пастухов еще требовали демонстрации специальных магических ритуалов для сохранения стада. И он обходил дома и читал заклинания над овцами и коровами… Даже кнут пастуха во многих рязанских районах назывался "русалкой" - отголосок его "дружбы" с нечистью.
С кнутом и ухватом
Но ведьмовали порой и в самых благих целях: например, когда в округе свирепствовала эпидемия тифа или холеры. Тогда, чтобы уберечь свое село от напасти, незамужние девушки, в одних белых рубашках, босые и с распущенными волосами, тайком собирались за околицей поздно ночью. С собой они брали соху, которой должны были опахать кругом всю деревню и тем защитить ее от напастей. Впереди одна девушка несла маленькую иконку с прилепленной к ней свечкой, другая впрягалась в оглобли, а остальные с боков помогали ей тянуть соху. Одна девушка стегала кнутом воздух, чтобы отогнать черта от их шествия, да и другие тоже были обязательно вооружены против нечисти - кто ухватом, кто кочергой. При этом они тихо пели молитвы.
В общем-то все не так и страшно… Но если им вдруг на пути попадался незнакомый человек, ему доставалось кнута!
В гостях у черта
Ведьмы не были бы ведьмами, если бы не водили тесного знакомства с нечистой силой. Поэтому даже больше сглаза или порчи боялись на Рязанщине "напусков" всякой чертовщины…
Этнографы записали рассказ о леснике из Выши (это Шацкий район), которого собственная бабка, видно с большой обиды, отправила в бесовскую упряжку. И предупредила, чтобы через три года он сорвал чертополох или лен, - тогда сможет вернуться к людям. В общем, прокляла и к чертям послала. А тот сперва подумал, что бабушка шутит. Поехал в пристежке к пруду около мельницы купаться. И пропал. Люди пришли, смотрят: одежда лежит, упряжка стоит, а его нет. Решили, что утонул бедолага. Справили по нему панихиду, поплакала жена, и постепенно все успокоились. Но через три года он, видимо, нашел по бабкиному наказу чертополох, потому что пришел к жене. Та перепугалась и не пустила его: выглядел он ужасно и весь зарос шерстью. Попытался объяснить жене - мол, чертей возил, а она ни в какую, не верит, только визжит и дверь не открывает. Пошел он тогда к соседям. Те узнали его, не испугались, дали одежду и повели к сельскому батюшке. Тот сначала тоже не поверил, убеждал парня, что вообще-то он давно покойник. Тогда парень и говорит: "А помните, батюшка, ехали вы с сеном и перевернулись ? Так это мы с чертями вашу телегу опрокинули", - и точно назвал место. "Было такое", - согласился священник. "А помните, вы крестить ребенка ехали, так ваши сани на бугре перевернулись? Это тоже мы". Убедился поп, перекрестил его, да еще и крест надел. Поблагодарил его парень, вздохнул с облегчением: "Наконец-то! Тяжело там было. А к пруду я теперь близко не подойду - иначе они, черти-то, меня сразу разорвут". Жену в конце концов уговорили принять благоверного назад, а вот как после этого сложились его отношения с бабкой - этнографы, увы, умалчивают.
#Мещера #Мещерскиесказы #силапредков