Если верить книге И.Г. Прыжова "История нищенства, кабачества и кликушества на Руси", в России пили все и пили много.
"Народ не мог не пить..."
Народ, пишет Прыжов в своей книге, не мог не пьянствовать. С 17 века до 1863 года, когда откупная система была заменена акцизами, курить вино и варить пиво позволено было всем, исключая народ. Изготовителями хмельного зелья было черное духовенство, дворянство, дети боярские, приказные люди, купцы гостиной и суконной сотни.
Вся эта масса "заводчиков" поставляла на рынок тысячи литров винно-водочных напитков, и все они потреблялись в кабаках. Задавленный тяжелой жизнью простой народ искал себе в качестве отдушины чарку водки, чтобы, как тогда говорилось, "завить горе ремешком, хлебнуть сиротской слезы" и забыться хотя бы на миг.
А что же просвещенная публика?
С другой стороны, кабак манил к себе и светских людей, и городских обывателей. И это общество пьянствовало нисколько не меньше "подлого" народа. Вот яркий пример. В 1628 году шуйский откупщик "московитин" Мишка Никифоров бил челом царь, что у них в Шуе загорелся кабак, а на полу в это время валялся пьяный князь Иван Гундоров, на котором загорелись "порченки". Никифоров просил у царя, чтобы не было ему "пени" в случае случайной смерти знатной особы.
"Голь кабацкая" и "кабацкие ярыги"
"Летом, - пишет Прыжов, - кабак пуст, но зимой и по праздникам, особенно на святой и на масляной, полон с утра до ночи. Гости кабацкие разделяются на два главные рода - одни придут, выпьют и уйдут, другие вечно сидят и пьют".
Все посетители кабака делились на две большие категории. Одни были пьяницами из народа. Их называли "голь кабацкая". Это - нищие, бродяги, воры, беглые и мастеровые. Другая часть постоянных посетителей кабака принадлежала к городскому обществу, включая духовных лиц, бояр и подьячих. Этих забулдыг называли "кабацкими ярыгами". Женщин в этой категории пьяниц ( в отличие от "голи кабацкой") не было, поскольку "женщина в "обществе" загнана и лишена даже права пойти в кабак".
Подробней о "кабацких ярыгах"
В разряд "кабацких ярыг" попадали отъявленные пьяницы и абсолютные нищие. Они толпились у кабака и высматривали прохожего, которого можно было споить и обобрать. Они останавливали таких людей и выманивали у них "чарочку винца Христа ради". Целовальники делали с ними что хотели, заключает Прыжов.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью
О неточностях и опечатках сообщайте автору