Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Фильм «Гипноз» только притворяется мистическим триллером и детективом

Оглавление
Никакой это не "мистический детектив". Кадр из к/ф «Гипноз».
Никакой это не "мистический детектив". Кадр из к/ф «Гипноз».

Фильм Валерия Тодоровского «Гипноз» в 2020 году был в конкурсе ММКФ-42. На первый взгляд, сложно понять причину. Да и фильм непрост для понимания. Но, если присмотреться, это редкая для России, сильная и красивая историю взросления. Это многое объясняет.

Миша (Сергей Гиро) по ночам ходит во сне. Обычные способы решить проблему не помогли, родители ведут сына к гипнологу из местного вуза. Виктор Волков (Максим Суханов) один из лучших спецов в Европе, но ввести в транс паренька не может. Или только так говорит.

Отличная роль Максима Суханова. Кадр из к/ф «Гипноз».
Отличная роль Максима Суханова. Кадр из к/ф «Гипноз».

Встречи ученого с Мишей будут напоминать отношения педагога и его ученика. В результате все равно возникнет конфликт, да еще появится немного детектива. А вот обещанная в аннотациях психоделика толком себя не покажет: сказали же что парень не поддается гипнозу.

Имитация жанра

Тодоровскому свойственна манера не доводить до конца, отпускать некоторые нити. Так было в «Одессе» и в «Оттепели». Такое работает в житейских хрониках, но на территории детектива и триллера логика и последовательность нужны. Здесь с этим слегка проблемно.

С другой стороны, режиссер лишь имитирует триллер и детектив (так в свое время поступал еще Микеланджело Антониони) и поэтому никому ничего не должен. Если понять и принять этот факт, фильм окажется нормальным. Просто как история про взросление, поиски авторитетов, первую влюбленность, попытки ответственных поступков.

Некоторая игра с психикой связана с метро. Кадр из к/ф «Гипноз».
Некоторая игра с психикой связана с метро. Кадр из к/ф «Гипноз».

В середине кино сильный саспенс-эпизод: герой играет в гипнотизера, а получается всерьез. У парня талант. Но развития навыка мы не увидим. Автор запутывает зрителя атмосферой «мистического триллера», а на самом деле отказ Миши от практики гипноза, вероятно, означает его выбор в пользу свободы самоопределения, свободы воли и т.п.

Неровно в смеси детектива и психоделики вокруг подруги Миши, посещавшей сеансы гипнотерапии. В фильме есть механизмы (камеры наблюдения, свидетели и т.п.), позволяющие отделить правду от вымысла. Но они не используются. Все происходит глупейшим образом: парень как бы внезапно обнаруживает в кармане пуховика, в котором проходил всю зиму, ключевую улику. И это не пуговка или клочок бумаги, а вещь размером со сникерс. Как можно 1,5 месяца не замечать такое в кармане?

Это детектив, но "ложный", как у Антониони. Кадр из к/ф «Гипноз».
Это детектив, но "ложный", как у Антониони. Кадр из к/ф «Гипноз».

Много времени посвящено сеансам гипнотерапии. Не самые приятные сцены, ради показа искусственного решения за человека его проблем (позже герой оспорит право «править» чужую жизнь). Выходит весьма критическая презентация профессии, местами даже слишком.

Производственные драмы в России в дефиците. Здесь такой драмы не вышло. И попытка гипнолога защитить свою профессиональную позицию выглядит триллерным саморазоблачением пойманного фанатика. Снова смесь жанров, и все ради «драмы взросления». Но она уж точно удалась!

Сильный «роман воспитания»

Степан Середа и Сергей Гиро. Кадр из к/ф «Гипноз».
Степан Середа и Сергей Гиро. Кадр из к/ф «Гипноз».

Автор снова снимает что-то личное. Неспроста брата Миши играет все тот же Степан Середа, который выглядит как маленький Тодоровский. В «Одессе» это было как-то оправдано, а сейчас зачем? По данным СМИ, у режиссера в детстве был опыт работы с гипнологом, поэтому такой фильм. Это трогательно, но всерьез искать тут байопик, пожалуй, не стоит.

А вот «роман воспитания» действительно есть, и это главное. Мы видим конфликт героя с добрыми, но инфантильными родителями (критика ранних браков). Невнимание и становится причиной сомнамбулизма Миши. И весь семейный детектив сводится к тому, что парень в порядке, просто обладает способностями самовнушения и неосознанно обращает их на самого себя, чтобы привлечь внимание родителей.

Молодые и слегка инфантильные родители. Кадр из к/ф «Гипноз».
Молодые и слегка инфантильные родители. Кадр из к/ф «Гипноз».

Временное увлечение Миши гипнозом – это просто попытка найти сильный авторитет при нехватке авторитета родителей. Но когда терапия начинает приобретать черты гиперопеки, Миша бунтует. В конце концов все встает на свои места. Парень взрослеет, учится брать на себя ответственность, заботиться о брате и серьезно говорить с предками...

В таком виде принимается. Серьезной подростково-молодежной историей взросления (кстати, очень круто снятой) российское кино не испортишь, так как это дефицит, как и профдрама. А при просмотре главное – не искать психоделику и детектив, смысл совсем не в этом.

Ну, и первая влюбленность. Кадр из к/ф «Гипноз».
Ну, и первая влюбленность. Кадр из к/ф «Гипноз».

«Неадекватные люди 2». Удачный и жизненный сиквел старого хита
Фильм «Китобой» – одна из лучших российских драм в 2020 году
«Котел» – фильм с приветом Уэлшу и претензией на культовость