Илья Хотиненко снял одновременно классный ретро-фильм и душевный роман воспитания. У меня есть только один вопрос: почему это снято про какой-то городок на море, а не про Свердловск?
1982 год. Последнее лето детства школьника Артема Белова (Артём Фадеев).
Отец Михаил Белов готовится к гастролям по Великобритании с народными танцами и зубрит имена мировых лидеров компартий. В Польше повысили цены, в Британии бастуют, на Фолькленских островах неспокойно, – информирует Митька, намазывая через трафарет надпись на AC/DC на футболку Артема (а дома у него рисованный постер AC/DC).
Я тут ворчал, что действие не в моем родном Свердловске, откуда родом и Илья Хотиненко. Но зато отца Артема играет свердловчанин Олег Ягодин.
Могло показаться, что с Ягодиным редкий случай, роли светлых и добрых ребят ему в кино почти не попадаются. Но и сейчас его персонаж с уставшим лицом не такой уж положительный. И главный герой большую часть фильма злится на отца, что вполне можно понять.
На фоне недовольства отцом Артему приходится взрослеть, и Хотиненко показывает это через спортивное испытание – парень принимает вызов от лучшего гонщика на «роликовом самокате», как называли скейтборд в «Технике молодежи». Артем с другом Митькой выпиливают скейт из столешницы, достают подшипники с завода... и начинают тренировки.
Тут столько всего старенького, что можно смотреть и пересматривать. Один из самых внимательных к деталям фильмов о советских 80-х.
Если не считать того, что я отмечал в посте: в двух ключевых сценах заездов на доске Артём Фадеев стартует и финиширует в синих высоких кедах «Два мяча» модели 1965 года, но во время гонки показывают ноги героя в черных полукедах (похоже, что дублер откатал в своей обуви). Представьте: Форест Гамп в одном кадре в белых Nike Cortez, а в другом – в черных адидасах. Странная оплошность. А в остальном все прилично.
Сева Новгородцев на радио, чучело из сигаретных пачек. Старт состязаний по хлопку бомбочки из двух болтиков, гайки и полиэтилена. Не знаю, как в других регионах, а в Свердловске такие штуки делали многие дети, несмотря на родительское «в голову прилетит». Первый раз увидел «болтики» в кино. Да и сцена стрельбы рябиной из трубочек по танцорам в бальном классе вызывает приятные воспоминания.
Добродушные хулиганы с акустическими гитарами, которым на выходе из отдела милиции мамы ставят подзатыльники. На танцах лабухи играют переделка песенки: «А кто не знает, ууу..., наш папа очень крут». Встречи на крыше с лозунгом «Слава КПСС».
Учитель английского, который повелся на предложение учеников изучить язык по песням рок-групп. Торг с фарцовщиками, торгующими пластинками. Отмена уроков в связи с трауром по Брежневу. Перекусы с кефиром и батоном. Доступная «Пепси-кола» (в Свердловске в 1982 году ее было не купить, а на юге – другое дело). Повышенный интерес к новенькой в классе, к Свете Карпухиной с берилловыми сережками.
Есть даже ставшая почти обязательной для таких фильмов сцена на скамейке в стиле «Курьера». Только не с отцом, а с матерью, с разговором про отца-предателя (кстати, предательство такое, что прямо очень обидно).
Недавно Илья Хотиненко снял очень хороший веселый фильм «Настоящее будущее» (если не считать одну слишком мрачную новеллу, которая портит кино). Новая работа выглядит еще более удачной. Мягкий, даже нежный фильм. Кроме истории взросления героя-подростка и достоверных зарисовок советского быта тут еще и классная подростковая спортивная драма. С типичными для советского школьника серьезными рассуждениями.
– Мысли в этой штуке никакой нет. Вот шахматы хотя бы развивают интеллект.
– Если мысли в вещи нет, ее наполнить нужно. Доска – это способ, способ преодолеть препятствие.
И еще для жирности – портреты сорокалетних: мама, отец, учителя, таксист, мамин ухажер с завода (очень приличный человек, кстати). Здесь хорош даже случайный таксист со спичем про любовь: «Вот когда она что-то тараторит, тыр-пыр. Ты смотришь на нее и думаешь: Галя ну, какая же ты тупая. Наверно, самая тупая в мире. Но поди ж ты, люблю...»
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!